От спорта к нравственности?
Греки заметили, когда человек совершенствуется, он словно создает из грубой кожи сандалии или высекает из камня скульптуру. Труд тяжелый, долго не видно результата, но в итоге получается прекрасное изделие. Потому для обозначения регулярных физических тренировок греки позаимствовали корень «аскео» — искусная обработка грубого материала.
Эллины придавали большое значение гармонии человека: красоте тела и ума. Любимым досугом древних греков были занятия философией. Постепенно появлялись разные школы и направления. Последователи Пифагора постигали закономерности чисел, софисты учили красноречию. Эпикурейцы видели смысл жизни в постоянных удовольствиях, скептики во главе с Пирроном воздерживались от суждений о чем-либо.
В 3—6 вв. до н.э. в Элладе зародился стоицизм. Его приверженцы утверждали, что греховные поступки — это утрата истинной человеческой природы. Потому при помощи доступных внешних средств нужно совершенствовать внутренний мир. Подвижник тренирует волю, становится морально сильнее, ограничивая себя в еде, сне, увеселениях. Например, предшественник стоиков Сократ подолгу гулял, делал физические упражнения. Когда возвращался домой, несмотря на сильную жажду, не позволял себе сразу напиться. Таким способом он учился терпению и воздержанию.
Супруга мыслителя была женщиной крутого нрава, друзья Сократа ее боялись. Самому философу она доставляла много обид: била, оскорбляла при других людях, и даже однажды облила нечистотами. Мудрец, отличившийся храбростью на поле брани, не поднимал руку на женщину, не ранил грубым словом, но все переносил с кротостью. «Ксантиппа помогает мне обрести добродетели», — отвечал Сократ на недоумение учеников, — «Мудрый человек воспитывает жену или терпит ее слабости. Оба результата хороши: либо он превращает женщину в добрую спутницу жизни, либо побеждает в себе пороки. Предпочитаю второе».
Постепенно слово «аскезис» стало важным понятием в философии стоиков. Им называли нравственные упражнения для освобождения от страстей. Философ этого направления Филон разделял моральные качества, которые дарованы человеку от рождения, и добродетели аскетические — приобретенные. Для первых усилия человека не нужны. Вторые обретаются только постоянным понуждением и трудом, и называли это — аскезой. По мнению стоиков, опытные подвижники тоже колеблются, и даже отпадают от добра. Именно поэтому нужно со вниманием относиться к собственному внутреннему состоянию, считать себя не совершенным, а только совершенствующимся.
Понятие «аскеза» и «аскетизм» приобрело иной, глубинный смысл в христианстве. Софисты брали на себя подвиг, чтобы обрести внутреннюю чистоту, но сами по себе никакие добродетели не способны избавить человека от смерти. Кому же тогда нужны подвиги, если могила все равно становится последним пристанищем?
Христос Своим воскресением побеждает смерть, дает возможность каждому человеку обрести вечную жизнь с Богом. Только для этого необходимо приложить усилие — победить в себе духовно-нравственное несовершенство. Господь неоднократно говорит, что подвиг (аскетическое усилие) — это непременное условие обретения Небесного Царства (Мф.7:21; 11:12).
Отсюда аскетизм стал одной из составляющих жизни христианина. Приняв Крещение, человек обязан противостоять греху, вести постоянную работу, стремясь к своему духовно-нравственному совершенству.