Искусство создает образы из фактов

Общество
В этом году впервые состоялось вручение национальной премии имени Дзиги Вертова за достижения в области неигрового кино. Награду за «Лучший документальный фильм года» получила работа «Живой» Константина Селина, которая рассказывает про создание Дмитрием Поштаренко панорамы с невероятно реалистичными восковыми фигурами фронтовиков.

Премией за «Лучший дебют» наградили Анастасию Субботину за ленту «Небесно-голубой» — историю о том, как в 1990-х трое партнеров по бизнесу решили построить для себя в Подмосковье три дома на одном участке и что стало со всеми ними спустя четверть века. Среди номинантов на главную награду также были ленты «Монета страны Малави» Алексея Федорченко и «Уральское дерби» Арсения Кайдацкого и Юлии Серьгиной. На приз за дебют номинировались «Кого люблю» Анны Бергер, «Певец» Дмитрия Гуляева. Инициатором создания премии имени Дзиги Вертова выступила Ассоциация «Гильдия неигрового кино и телевидения», а поддержало ее Министерство культуры России.

Перед началом вручения наград в своем обращении к присутствующим президент Гильдии неигрового кино и телевидения Алексей Ханютин напомнил, что недавно «Человек с киноаппаратом» Дзиги Вертова снова был признан лучшим документальным фильмом всех времен и народов. Так что неслучайно премии дали имя этого кинематографиста. Вертов не просто запечатлевал реальность на пленке, но создавал новый художественный язык с помощью монтажа и особого взгляда.

Фото: Софья Сандурская / АГН Москва

Мне кажется, именно этим отличается творчество от ремесла. Можно выучить правила и схемы и научиться их применять, став компетентным специалистом и профессионалом. Но, чтобы создать произведение искусства, надо уметь пропускать реальность через себя, через призму своего мировосприятия, периодически прочищая и неустанно совершенствуя ее.

Здесь хочется поговорить об отличии документальных фильмов от телепрограмм. В целом их суть схожа — авторы неигрового кино ловят в кадр саму жизнь. Но разница между ними, по-моему, существенна. Целью расширенного видеорепортажа является передача информации в максимально наглядной и увлекательной форме. При создании фильмов же автор стремится донести не конкретную мысль, а лишь ее отражение, отзвук, суть. Искусство не терпит однозначности, поверхностности, прямолинейности. Оно существует для того, чтобы погружать воспринимающего на такую глубину, где все смыслы будут ощущаться и считываться сами. Информация имеет дело с сознанием, а образ — с бессознательным. Посмотрев телевизионный фильм, вам будет что обсудить, но, скорее всего, говорить вы станете о новых фактах и почерпнутых сведениях. После встречи с документальной кинолентой же увлечетесь анализом изменений, которые она произвела в вас, осмыслением особенностей личного эмоционального восприятия.

Разница между авторами документального кино и их коллегами, создающими телевизионные, художественные фильмы, ощущалась и в самой атмосфере церемонии награждения. Казалось, документалистам не интересно отвлекаться на внешнюю мишуру, они сосредоточены на изучении и исследовании жизни, чтобы найти новые реальные, а не вымышленные, миры, в которых хочется побывать самому и открыть их зрителю. «Не бывает так, чтобы плохой человек был хорошим режиссером неигрового кино», —прозвучали слова, с которыми хочется согласиться. А еще хочется, чтобы достойное неигровое кино поддерживали и показывали в кинотеатрах.

amp-next-page separator