Всех вылечим: в России хотят запретить рекламу лекарств на ТВ
Рекламировать их можно будет лишь на медицинских телеканалах и в радиопрограммах с обязательным участием специалистов. Принятие такого закона вызовет значительные перемены сразу в нескольких сферах. Фарминдустрию он вынудит ужаться и пересмотреть ассортимент производимой продукции: потребитель наверняка сократит свои аптечные траты. Телевидение лишится значительной доли рекламных доходов и перестанет беспрерывно учить зрителей, что принять при кашле и насморке, чем сбить температуру, как вывести грибок из-под ногтей, защитить печень и наладить, простите, пищеварение.
Ну и некоторые врачи, тоже попавшие под телегипноз, начнут, наконец, ориентироваться не на рекламный, а на лечебный потенциал назначаемых препаратов. Авторы этой важнейшей инициативы напоминают, что самолечением занимаются 60 процентов россиян. Многие — под влиянием телевизора, который создает иллюзию, будто можно обойтись без визита в поликлинику. В результате вместо доктора больного лечит рекламодатель.
По данным Всемирной организации здравоохранения, среди причин смертности последствия самолечения занимают пятое место. Да, сейчас закон предъявляет определенные требования к рекламе лекарств, в частности, надо обязательно упоминать необходимость консультации специалиста. Но невнимательные больные чихали на эти предупреждения. Переломить ситуацию позволит только полный запрет рекламы лекарств на телевидении. Есть и еще один ожидаемый плюс: препараты должны подешеветь, ведь из их себестоимости вычеркнут расходы на продвижение.
Между тем совсем недавно, в 2021 году, в Думу уже вносился подобный законопроект. Но его отклонили, объяснив это заботой о гражданах. Им, дескать, станет труднее получать информацию о лекарствах! Как будто реклама и действительно полезная информация — синонимы. На самом же деле, свое веское слово сказал богатейший фармацевтический бизнес. Зачем что-то менять, совершенствоваться, когда жизнь и так прекрасна! Зачем вкладываться в рискованную разработку инновационных препаратов, если можно просто вложиться в рекламную кампанию? И продолжать выпускать устаревшие и малоэффективные «лекарства».
Именно агрессивная телевизионная реклама сделала возможной раскрутку бесполезных и при этом вовсе не дешевых «фуфломицинов», которыми забиты аптечные прилавки по всей стране. Их качество гарантировано телевизором, а более никем. Каждый фармпроизводитель мечтает создать свой собственный «фуфломицин», вывести его на рынок и затем поддерживать миф о его чудесных свойствах. Впрочем, сумасшедшие продажи этих как бы лекарств и впрямь похожи на чудо. Только не доброе, а злое чудо, паразитирующее на людской доверчивости и неосведомленности.
Без рекламной поддержки поставщикам лекарств с недоказанной эффективностью придется туго. Если же законопроект снова отклонят, все останется по-прежнему. И нас продолжат пичкать «фуфломицинами» и всяким «проверенным временем» фармацевтическим хламом, которым лечились еще наши бабушки и которым, вопреки стремительному развитию медицинских технологий, придется лечиться нашим внукам.