Крупному бизнесу придется делиться: зачем нужен добровольный взнос в бюджет

Экономика
Правительство обсуждает с крупным бизнесом «добровольный однократный взнос в бюджет», сообщил первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов, успокоив, что это не будет новым повышением налогов. Чего ждать?

Примечательно, что после уверенного утреннего роста российский биржевой рынок после известия о ведущихся переговорах, упомянутых Белоусовым, перешел к падению. Поскольку предприниматели поняли: придется делиться, частичное «раскулачивание» неизбежно. Вызвано оно резким падением поступлений в бюджет. Что является следствием санкций, а также замедления экономики Китая, который наряду с Индией стал главным потребителем российских энергоносителей и некоторых других товаров традиционного экспорта.

Увы, не бывает экономических войн без последствий, а с Западом у России сегодня идет полномасштабная экономическая война. По данным Минфина РФ, в январе произошло сильное падение бюджетных доходов при резком росте расходов. Дефицит бюджета составил 1,761 трлн рублей. Это рекорд для января с 1998 года. Ухудшение показателей произошло из-за снижения нефтегазовых доходов и ослабления экономической активности на фоне резкого роста расходов и сокращения экспорта природного газа. Ненефтяные поступления сократились на 28 процентов, что Минфин России объясняет ускоренным порядком возмещения налога на добавленную стоимость (НДС). Что явление временное.

Фото: https://pixabay.com

Однако некоторые аналитики опасаются, что дефицит в 2023 году приблизится к 4 трлн рублей. А это ставит под удар план по бюджетным расходам (и социальным программам), который утвержден на уровне 29,06 трлн рублей. И вот правительство решается на радикальный шаг — изъять часть доходов у крупного бизнеса. Объем разового платежа может составить, по некоторым данным, 200–250 млрд. Такая практика существует применительно к тяжелым ситуациям и за рубежом: называется windfall tax (в буквальном переводе — как «ветром сдуло», в переносном — как «неожиданная удача»). Это еще не самый жесткий вариант из всех возможных.

Например, могла бы пойти речь о взыскании фиксированных отчислений с прибыли, или даже не с прибыли, как ранее предлагал тот же Белоусов в отношении металлургических компаний. Может быть предложен принцип «дайте кто сколько сможет». Это станет предметом «заинтересованного диалога» между правительством и бизнесом. Кто может стать «главной жертвой», на кого намекает Белоусов, когда говорит, что «у многих компаний, особенно в первом пoлугодии…, результаты были сильнo в плюс». Это все тот же «многострадальный» Газпром, который уже делился дивидендами с государством в прошлом году. Производители удобрений, производители алюминия, банки.

На первый раз «наскрести» 250 млрд рублей будет не так трудно. Вопрос в том, спасут ли они бюджет в случае дальнейшего ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры.

amp-next-page separator