О природе и материнской любви
Природа — наш большой общий прекрасный в любое время года дом, созданный для нас Господом. Каждый день природа дает нам повод остановиться, всмотреться, залюбоваться. Но мы привыкаем, не замечаем и не ценим той красоты, которая нас окружает.
В литературных произведениях люди нередко пропускают описания природы: хотят больше действий, переживаний, приключений. Или вовсе не открывают книги о природе, думая, что они далеко не самые интересные. Однако надо признаться, что не так часто раньше писали о природе, а в наше время пишут еще меньше. Но если и сказано что-то, то больше о чем-то динамичном.
Родительская любовь тоже часто кажется само собой разумеющейся. Но и ее перестают замечать, как не замечают и то, сколько родители дали своему ребенку, сколько всего для него сделали и продолжают делать. Зато, к сожалению, нередко вспоминают действительные или мнимые ошибки родителей и лелеют годами в себе обиды и недовольство. А тех, кто никогда не ошибается, как известно, просто нет. Поэтому повод пообижаться всегда можно найти.
Вспоминают и ценят хорошее гораздо реже. И пишут о родительской семье, о маминой и отцовской любви немногие. Тем более подростки, такие ранимые и внешне ершистые и все — в том числе авторитет самых близких людей — подвергающие сомнению.
И как было радостно читать присланные на детско-юношеский литературный конкурс имени Ивана Сергеевича Шмелева «Лето Господне» работы о семье, о маме, о природе. В этом конкурсе участвуют по-настоящему интересные, думающие юные авторы. Сочинения о семье, описания природы, рассказы о маме присылают нам в каждом конкурсном сезоне — и это очень отрадно. Эти работы не повторяют друг друга. Каждый автор проявляет данный ему Богом талант по-своему, он видит и показывает что-то из того, о чем не говорили другие, или видит родную природу особым, свежим взглядом и читателю помогает так же ее увидеть.
Работа Сычевой Софьи написана в форме дневниковых записей. Семья недавно переехала на Дальний Восток, и перед девочкой открывается мир дальневосточной природы. Как бы ни был прекрасен мир вокруг, человек увидит то, что он способен увидеть. Многое зависит от того, каков его внутренний мир, насколько сам человек внимателен, хорошо ли у него развито воображение, есть ли выраженные художественные способности. Вот как увидела лес девочка: «Я долго ходила по тропинкам между деревьями, пылающими всеми оттенками красного и напоминающими собой огромный пожар, поглотивший весь лес. В голове сами собой вырисовывались мысли о том, как же этот лес стал таким ярким, таким живым. То я представляла себе художника, пролившего ненароком на грустный серый мир палитру красок, которыми он изображал тянущиеся вверх языки пламени, то в моей голове рисовался чудесный, усыпанный янтарем и обрамленный золотом, замок лесных дриад». У девочки здесь взгляд художника, писателя, человека начитанного, знающего мировую художественную культуру. Поэтому читатель, вслед за автором, так ярко, зримо видит этот лес.
А вот как Софья описывает снег: «Перед заснеженными сопками в розовой дымке рассвета снег мерцал на солнце так, что казалось, будто не солнце играется своими лучами с белым и пушистым покровом земли, а звезды с ясного ночного неба летят в сугробы и утопают в них, оставляя после себя такой живой блеск на земле».
Снег видели все, но многие ли смогли увидеть его так? И не только увидеть, но и с помощью слов передать свои впечатления читателям. В другой раз девочка видит красоту воды: «Вода переливалась лазурными, синими, бирюзовыми, голубыми, изумрудными оттенками. Несмотря на то, что солнце почти целиком спряталось за далекие пушистые облака, вода блестела и переливалась, постепенно сводя все свое мерцание в одну дорожку, ведущую к самому солнцу, словно желающему попросить нас о том, чтобы мы вызволили его из плена облаков, не дающих ему сиять в полную силу». Какие интересные, небанальные сравнения, олицетворения, а Софья — автор из младшей возрастной группы, т.е. это еще не самый опытный автор, но уже такой интересный и самобытный.
Семье девочки снова предстоит переезд, нужно уезжать из этих так полюбившихся мест. С досады хочется бросить камень — эмоции выплеснуть. Но не смогла. Было то, что помешало: «Это было что-то вроде невидимой силы, за счет которой, вероятно, до сих пор остается на Земле природа такой красивой. Не смогла я нарушить спокойствие воды, сверкающей от света луны и отражающей высокие деревья и могучую гору, которая, как я верила, по ночам говорила с луной и терялась в звездной реке».
Не только способность видеть красоту природы, но и бережное к ней отношение сделали Софью таким интересным, творческим, чутким ко всему происходящему в мире человеком.
«С любовью о маме» — так называется эссе другой участницы финальной стадии конкурса «Лето Господне» Зубаревой Марии. Это тоже совсем юный автор из младшей возрастной группы. Но как она умеет ценить маму и всю свою семью, как умеет видеть красоту самого близкого человека и его заботу о всех: в семье пятеро детей. Мария выбирает очень яркие, необычные, поэтичные сравнения: «Я поднимаю глаза на звездное небо. Какая же там красота! Миллионы звезд рассыпаны по небесной глади, наполняя Вселенную сказочным мерцанием. Во всем этом чувствуется рука Божья! По небу плывет луна, яркая, спокойная и мудрая, как мать посреди своих детей. Звездочки-детки, весело кружась возле нее, так и норовят прижаться к маме-луне. Наблюдая за такой небесной красотой, мне тоже захотелось подойти к моей маме, обнять ее и пожелать спокойной ночи, если она еще не спит».
Это же сравнение Мария продолжает в тексте несколько позже: «Я встаю и подхожу к приоткрытому окну. Смотрю на луну. Мне кажется, что она стала еще красивее... Луна разливает тихое мирное сияние на все вокруг, освещая наш сад и ежиху с ежатами, которые сейчас весело копошатся в траве под моим окном. Так же и мама тихо и мирно освещает путь своим детям, оберегая их от зла и невзгод».
Детям нередко кажется, что это у них жизнь интересная, у них способности, таланты, творчество, а у родителей сплошные дела, заботы. И как ценно, что Мария видит мамины таланты, мамины интересы и понимает, что мама не может посвящать этому много времени, потому что главное в ее жизни — семья, дети, и она отдает свое время заботам о них: «Раньше мама занималась рукоделием: вышивала красивые картины крестиком, бисером и лентами, вязала кружевные салфетки и теплую одежду. Но теперь, когда наша семья выросла до семи человек, у нее, к сожалению, не хватает на это времени. […] Мамины заботливые ручки не знают покоя, они всегда чем-то заняты. А какие они мягкие, теплые и нежные, мамины руки».
Владимир Бекетов напоминает читателям, сколько материнской заботы заключено в словах, которые кажутся такими привычными, обычными: «Не трогай, пожалуйста, чайник! Обожжешься!» или «Не забудь надеть шапку!» В эссе Владимира приведены и другие слова и фразы мам, которые слышали дети. И в этих привычных словах Владимир понял главное: «Они, подобно чуду, способны изменить жизнь, передавая ту вековую силу домашнего уюта и тепла». В этих фразах доброта, забота, осторожность, стремление уберечь от опасностей.
Вот такой опыт получил Владимир в своей семье, и именно этот опыт он собирается взять с собой во взрослую жизнь: «Воспитывать ребенка — это целая наука. Но для меня это прежде всего значит «купать» его в ласке: материнской, отеческой, бабушкиной-дедушкиной, воспитательской, первоучительской. И чем ее больше в детстве — тем больше в нас зарождается добра. Зерна ласки, посеянные в детстве, прорастают потом прекрасными цветами нашего отношения к другим людям, животным, всему миру».
Радость наполнила душу, что в нашем конкурсе участвуют такие замечательные ребята: по-настоящему творческие, думающие, чуткие, интересные люди. Будут они взрослеть — будут возрастать и развиваться их творческие способности и хорошие человеческие качества.
Читая их произведения, желаешь, чтобы тот дар любви, который дал им Бог, они сохранили и развили в себе, а сделать это можно только в том случае, если они сохранят сердце свое чистым от греха. Помоги им Господи.