Что может сделать священник для Pussy Riot
И любой судебный приговор был бы гораздо лучше, чем эта тянучка. Самый строгий вердикт можно было объяснить, ведь есть прецеденты - с осквернением синагоги, например. И самое мягкое решение могло быть логичным, когда мягкость уравновесил бы общественный резонанс.
Дело же идет так, как будто его цель: нанести максимум вреда всем вольным и невольным участникам этой истории.
Но больше всего абсурда в этот сюжет добавляют нападки на Церковь, которую пытаются представить едва ли не главной виновницей происшедшего.
Звучат упреки в жестокости, отсутствии милосердия. Только ведь дело-то разбирается не в церковном суде, а в Таганском, который Патриарху не подотчетен. И ни один человек в патриархии не требовал тюремного заключения для девиц из Pussy Riot. Церковь вообще отстраняется от всякого давления на суд. Если и звучат от церковных людей какие-либо предложения о мерах наказания, то подчеркнуто шутейные (напоить чаем с баранками) или экстравагантные (повторить концерт в храме другой религии).
А теперь вот новые претензии. Почему никто из священников не поручится перед судом за обвиняемых?
Но в чем поручаться? В том, что они не повторят своего кощунства? Так ведь никто из них таких обещаний не дает. Больше того, судя по всему, все девицы уверены в своей правоте. Как же поручаться за человека, если он сам не намерен соблюдать условия поручительства?
Однако священники могут многое сделать для попавших за решетку. И делают.
Об этом уже не раз заявляли люди с разных ступеней церковной иерархии. Вот и на днях один из авторитетных священнослужителей РПЦ протоиерей Александр Борисов сообщил:
- Мы молимся за этих девушек.
Звучали из патриархии предложения о встрече священников с обвиняемыми девушками, исповеди и возможном отпущении грехов. Вот только ответной реакции не было.
Впрочем, такого рода помощь может кому-то показаться недостаточной. Молитва, исповедь, отпущение грехов – абстракции какие-то. А тут – реальная решетка и перспектива конкретного срока.
Но это - смотря на каких весах взвешивать.
Был один случай почти два тысячелетия назад, когда Христос сказал больному:
- Прощаются тебе грехи твои.
А сопровождавшие больного смутились, они ждали видимого чуда – исцеления физического, а тут – что-то неосязаемое – отпущение грехов.
- Для чего так помышляете в сердцах ваших? – сказал им Иисус. – Что легче? Сказать «прощаются тебе грехи»? Или сказать: «встань, возьми свою постель и ходи»?
Он потом исцелил человека от физического недуга.
Но ведь перед этим сделал для него неизмеримо больше.