Что такое Царство Божие, и как к нему готовиться
Что же такое Царство Божие? Это не какие-то прекрасные условия, в которые мы попадем, и нам там будет комфортно и покойно. Это — не обилие благ, вкусных яств, интересных путешествий и прочее. Что же есть Царство Божие?
Не придет Царство Божие приметным образом, «и не скажут: вот, оно здесь, или: вот там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17: 21). Господь говорит, что человеку надо обрести Царство Божие внутри себя. Но что оно из себя представляет? Царство Божие — это особое благодатное состояние человека, когда Господь соединяется с ним в жизнь единую. Говоря иначе: когда благодать Духа Святого вселяется в человека.
Вселяется Дух Святой в человека невидимо, таинственным образом. Так и апостолы восприняли благодать Духа Святого в день Пятидесятницы таинственно. А видимое — схождение на них огненных языков — это знамение, бывшее для всех людей, которые присутствовали при этом событии. Созерцая это необычайное явление — огненные языки, сходящие на апостолов — они увидели восприятие апостолами Божией благодати.
Люди видели и те потрясающие изменения, которые последовали затем. Сразу же после восприятия благодати Духа Святого, ученики Господни начали проповедовать Христа на разных языках и наречиях. Слово их стало сильным, наполненным Божией энергией. Речи апостолов изумляли людей, производили переворот в душах, появлялось желание без промедления приобщиться к этой чудной, неведомой дотоле, Божией силе, не расстаться с ней никогда. И это было действие благодати, с которой апостолы соединились в единое целое.
В день Пятидесятницы три тысячи человек покаялись, то есть глубоко потрясенные, захотели переменить свою земную жизнь. Они увидели Истину — Христа и крестились. Так они положили начало своему спасению, обожению — соединению с Христом. Именно ради спасения уверовавших людей Господь сделал выше описываемое таинственное событие явным, видимым многими.
Три тысячи уверовали в тот день и сразу получили благодать Духа Святого. Как стремительно это произошло! А мы веруем год за годом, исповедуемся, причащаемся и кажется, что ничего духовно не приобретаем: топчемся на месте или ходим по кругу, исповедуя одни и те же грехи. Почему так? Видимо, потому, что первые христиане, уверовав, сразу начинали жить так, как надо. Мы же, зачастую, веруем теоретически, а с практикой у нас посложнее. Все упирается в образ жизни человека: насколько он соответствует исповедуемой вере.
По внешности образ жизни может быть вполне христианским. Но при этом не соответствовать существу христианства. К примеру, мы можем внимательно следить за политикой и экономикой, погружаться в разные исследования, слушать чьи-то прогнозы и составлять свои. Сюда же можно отнести наши страхи за будущее, которые нас сильно беспокоят, бесконечные вопросы и предположения о том, что и как будет дальше.
Верующие люди задаются вопросом: не есть ли это преддверие конца земной истории, о котором предупреждал Христос? Многих ныне посещают подобные апокалиптические настроения. Но сам же Христос нас предостерегает, чтобы мы не тратили свою жизнь на «внешнее христианство», куда можно отнести и собирание примет, относящихся к концу времен: умножение войн, голода, стихийных и общественных бедствий и многое другое.
Действительно, все эти события будут усиливаться в конце земной истории человечества и знать о них надо. Но Христос переключает наше внимание с этих внешних событий на главное: на внутреннюю сокровенную жизнь человеческой души. Потому что использовать земное время надо на главное: на выстраивание той таинственной лестницы к Богу, в Царство Небесное, которая должна, по слову святителя Игнатия (Брянчанинова), пройти через душу человека.
Ступени этой лестницы — Евангельские заповеди. Если человек движется по ним, то обретает праведность, мир, долготерпение, милосердие, радость внутри себя. «Кто их имеет, тот, без сомнения, находится в Царстве Божием», — утверждает преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. У нас же тонны нашего времени и внимания уходят на устроение внешней жизни, порой на это уходят все силы души.
Вспоминается картина Брейгеля «Поклонение волхвов в зимнем пейзаже». Если мы взглянем на нее, то не сразу найдем Христа. Увидим много людей, которые заняты своими делами, снуют, суетятся, у каждого — неотложные дела. И где-то в неприметном уголке полотна можно разглядеть Марию, Младенца, коленопреклоненных волхвов. Но людям не до них, они заняты своими делами, которые все больше и больше относят их в сторону от главного, единственно нужного на потребу душе человеческой.
Это происходило не только во времена Брейгеля. Его картина универсальна, для всех времен. Был бы сейчас Христос на земле, можно было бы прийти к Нему и спросить обо всем, что нас волнует. И Он наверняка ответил бы нам, и все было бы понятно. О чем бы мы Его спросили? О текущей политической ситуации? Об экономике? Про доллары, про акции: «Господи, как скажешь, покупать их нам сегодня или продавать? Ты же все знаешь, скажи нам!» Но ведь так можно дойти до абсурда, оставаясь по форме верующими людьми: мы же у Христа хотим все узнать, не у кого-нибудь еще! Мы же только Ему доверяем, только Его слушаем! А Он пусть все за нас решает нам на пользу. То есть, даже Христа мы могли бы начать использовать в меркантильных целях, если земное для нас, как и для горожан с картины Брейгеля, жизненный приоритет.
Как и во времена праведного Ноя люди женились, выходили замуж, проворачивали массу разных житейских дел до момента катастрофы — всемирного потопа. Хотя все были предупреждены о грядущем бедствии, всем был открыт вход на ковчег спасения, но всем было не до того. Много других жизненных интересов у них было в приоритете — они жили для своего удовольствия. Так же во времена, когда жил праведный Лот, люди «ели, пили, покупали, продавали, садили, строили» (Лк. 17: 28) — до момента внезапной катастрофы, когда огненный дождь истребил всех. Несмотря на все их земное преуспевание, люди оказались не готовы к главному.
Так и ныне ни земное преуспевание, ни хитрость человеческая и изворотливость не помогут избежать беды. Погружение в это благоустройство не только не содействует спасению, но оно даже опасно. Оно отвлекает, делает душу бесчувственной к небесному, и потому Господь говорит, что во все времена важно только одно: внутренний выбор человека, что для него стоит на первом месте.
Царство Божие — это же не список поступков: сделал одно, другое, третье — ты молодец. Царство Божие должно быть главным интересом в жизни, тем, что человек ищет постоянно, во всех своих делах, все время об этом думает. Если Бог на первом месте, а все остальное — на втором, тогда все нормально и правильно.
Праведные Лот, Ной, как и другие люди, тоже занимались земными делами, заботились о семье, растили детей, что-то строили, сажали, покупали, продавали. Но было главное, что отличало их от других: во главе своей жизни они ставили Бога. Молились Ему, искали, как выполнить Его волю. И нам Господь заповедал прежде всего искать Царства Небесного и все остальное тогда приложится нам (см. Мф. 6: 33). Как раньше, так и теперь, внешне ничего не изменилось и не изменится до момента Второго Пришествия Христа: земная жизнь будет идти своим чередом. Войны, нестроения, конфликты между людьми и народами были и до пришествия Христа, и после Его пришествия, и продолжаются вот уже две с лишним тысячи лет. Сколько раз уже людям казалось, что вот он, конец света, приблизился! Сколько раз они этому ужасались!
Но Господь указывает нам признаки, которые будут перед концом земной истории, чтобы мы не ужасались этим событиям и понимали, что все это должно быть, и Он об этом предупреждал. С другой стороны, Христос нам говорит, что дело не во всех этих признаках, дело в самом человеке. В том, что человек выбирает в данной конкретной ситуации, на чьей он стороне. Двое будут заняты одной и той же земной деятельностью, но один возьмется в Царство Небесное, а другой останется. Двое будут в одинаковых жизненных обстоятельствах, но один возьмется, а другой — останется.
Одна деятельность, но разные результаты, потому что у разных людей разные цели этой деятельности. Один занимался земной жизнью, поскольку это было необходимо, а искал всегда и во всем Бога. А другой, кто положил всю свою жизнь на земное, — он и останется вне Царства Бога, как и жена Лота, которая обращалась назад, жалела о своем имуществе, спасала его, а не свою душу. «Царство Божие начинается здесь, на земле, так же, как и ад — внутри нас, то есть в сердце — душе человека, его образом жизни, — писал преподобный Рафаил (Шейченко), — За порогом вечности только растет то и другое беспредельно до ангелоподобия и диавольского».
Человек — кратковременный путник на земле. Наше место назначения — быть с Богом. Ради достижения этой цели надо постараться познавать себя — узреть свою греховность и покаяться, и познавать милосердие Божие. Делать это следует сегодня, сейчас, не теряя дней. И первое, с чего необходимо начать — постараться во всех своих делах отделять плевела от зерен, чтобы суетное, сиюминутное, преходящее не заполонило все наше время и душу, не лишило нас, под благовидными предлогами, драгоценного общения с Богом.