О Едином Боге

Общество
В Евангелии о Страшном Суде говорится о том, что человек будет судим по своим делам: дал ли он еды голодному, чашу воды жаждущему, одел ли нагого, посетил ли больного или заключенного в темнице (см. Мф. 25:34-36). Здесь перечислены примеры благодеяний, которые один человек может оказать другому, если тот находится в нужде или страдании. Тот, кто совершает благодеяние, отрывает от себя что-то нужное — свое свободное время, материальные средства, внимание. И тогда какая, казалось бы, разница: верует ли такой человек в Бога? Или просто, без всякой веры в Бога, творит добро ближним?

В притче о Страшном Суде Господь хвалил людей за их добрые дела. Он говорил, что все это добро люди сделали словно бы для Него, для Господа. Сами люди при этом недоумевали и спрашивали: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? (Мф. 25:37-40). В этом диалоге — главная суть притчи о Страшном Суде: Господь восхваляет тех людей, которые не задумывались о своих добрых делах, делали их не из корыстных побуждений, не для получения каких-либо дивидендов — материальных, эмоциональных или душевных.

Люди, которых похвалил Господь, делали добрые дела с единственной целью — ради Бога. Они не руководствовались эмоциями: нравится им этот голодный или больной, или не нравится, есть настроение сегодня помогать или нет. Для них важно было только то, что их Господь Иисус Христос заповедал им поступать именно так. Сам Господь поступал так же. И Его последователям — христианам, важно в этой жизни стать подобными Христу. Ради этого они стараются исполнять Его заповеди, записанные в Евангелии, в том числе, творить добрые дела.

Но когда мы пытаемся исполнить заповеди Христовы так, как они есть, во всей их полноте, сталкиваемся с тем, что не можем этого сделать. Здесь нужна помощь Божия, без Него не обойтись. Проблема в том, что любой человек одержим страстями, которые мучают его и мешают ему всегда жить так, как написано в Евангелии. А потому и совершать добрые дела, и оказывать помощь другим, тоже можно с разной мотивацией.

Можно помогать ближнему «на камеру», чтобы человека отметили в СМИ или похвалили значимые для него лица, или, чтобы тот, кому он сегодня помогает, завтра помог ему. А это уже — корысть и самолюбие. Это, по сути, работа на себя, а не на ближнего. Для того, чтобы победить эти страсти, необходима помощь Божия. Потому Господь и говорит: «без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:4). Имеется в виду именно то, что человек должен от чистого сердца любить ближнего и помогать ему.

DSC_0820.jpg / Фото: Pelagiya Zamyatina

Не надо думать, что только неверующие люди подвержены тайным эгоистическим мыслям. И верующие тоже нередко оказываются в их власти. Разница в том, что верующие люди стремятся быть подобными Христу и, поступив эгоистично, потом стараются покаяться и очистить свое сердце от страстей. Неверующие — этого не делают, по той простой причине, что даже не видят такой проблемы.

Это не значит, что их добро не будет замечено Богом. Бог даст им награду. Но какую? Если человек действительно искренне помогает ближнему, хоть и неверующий, Господь откроет ему Себя. Как это случилось с Корнилием сотником, который был язычником, но творил добро людям. И Господь открывает ему Себя, дает возможность стать верующим, ибо «Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деян. 10:23). И это будет счастьем, потому что главное дело жизни для любого человека — спастись, обрести вечность, а это значит — соединиться с Богом. Спастись — это не то, что кто-то сделал некие добрые дела, и ему за это дали награду или поселили в каком-то хорошем месте — в раю. Спасение — это процесс соединения с Богом. Только через единство с Богом обретается спасение. А как можно соединиться с Богом, если человек не верит в Него, если ему не нужен Живой действующий Бог, его Творец и Спаситель?

Предположим, что неверующий человек обратился к Богу и задумался о Его существовании. Может быть, даже уверовал. Но уверовал как-то по-своему, не так, как верят православные христиане. Тогда встает вопрос: насколько важно для личной частной жизни человека то, как он верит? Может быть, уже то хорошо, что появился в его жизни какой-то идеал, который тянет его вверх от эгоистических склонностей? И тогда так ли важно верить в Единого Истинного Бога Троицу, или, к примеру, в некоего «общего для всех» бога? Мол, какая разница, как бога назвать, все равно ведь бог один.

Но идеал должен быть правильный. Потому что неправильная вера ведет к неправильной жизни. Мы же должны уподобляться Богу. А если в нашем представлении Бог будет не такой, как Он есть на самом деле, а некий «свой вариант» бога, то мы будем поклоняться идолу, которого сами придумали, или кто-то за нас его придумал — некий мираж, нечто несуществующее. Это будет путь, который не приведет к желаемому результату.

Если человек не хочет разбираться, где и кто — Единый Истинный Бог Троица и каким образом можно налаживать с Ним отношения, то это значит, что Бог ему не нужен на самом деле. Если же человек заблуждается искренно, Господь найдет способ привести его к Себе, потому что задача человека, пока он жив, — серьезно озаботиться тем, чтобы найти Истинного Бога. И Господь поможет, не оставит человека на этом пути, если с его стороны есть хоть малейшее желание разобраться в этом вопросе.

amp-next-page separator