Старшеклассники на пороге взрослой жизни
Как выбрать профессию и место учебы? Согласно своим способностям? Заняться тем, что особенно интересно? Выбрать что-то престижное? Подобрать какую-то специальность, где доходы побольше? Пойти туда, где работать легче? Или туда, где работают родные или друзья, где есть кому помочь? Наверное, можно было бы назвать еще множество причин, по которым выпускники и их родители выбирают ту или иную специальность и то или иное учебное заведение.
Но я хочу напомнить о другом: Господь не зря создал нас разными, не зря дал каждому его, особенный, набор талантов и способностей. Странно было бы, если бы в мире оказались вдруг миллионы людей с талантом в области химии или истории и ни одного талантливого математика, талантливого художника и ни одного иконописца. Не менее странным было бы, если бы почти все оказались увлеченными исследователями или писателями, но не нашлось бы тех, кто может стать хорошим строителем или учителем. Господь сделал так, что все мы разные. И я убежден, что и работу, и учебу надо выбирать в соответствии со своими способностями, чертами характера, интересами, а не гнаться за престижностью специальности или учебного заведения. Если сердце у человека жестокое, и он не может проявлять терпения, как будет работать с детьми?
Расскажу одну историю, которая, к сожалению, совсем не единственная в своем роде. Думаю, почти каждый может вспомнить что-то подобное из жизни знакомых. Юноша был единственным сыном в семье, в школе учился хорошо. Используя знания и способности, он смог бы поступить в какой-нибудь вуз в соответствии со своими реальными интересами и возможностями. Его родным захотелось, чтобы он учился в одном из самых престижных вузов на востребованном факультете. Юноша стал победителем на олимпиаде, которую проводило это учебное заведение, и поступил на один из престижных факультетов. Олимпиады, как известно, позволяют поступить без экзаменов только на те факультеты, где этот предмет считается профильным. Молодой человек выбрал факультет из-за его престижности, но сам он даже особо не вникал, чем в реальности занимаются люди, имеющие такую специальность и чему именно предстоит учиться. Заворожил сам факт престижности направления обучения.
На что тогда он надеялся? Может быть, на то, что, если в школе в целом учился хорошо, то и в вузе сможет учиться на любом факультете. Может быть, зная что-то о выбранной специальности только поверхностно, совсем по-другому представлял обучение здесь. Может быть, полагал, что перед выпускниками таких факультетов в любом случае открыты потом в жизни все дороги. Может быть, рассчитывал войти в круг своих однокурсников — а на таких факультетах нередко учатся представители так называемой «золотой молодежи». Может быть, полагал, что, став «своим» для них за время учебы, получит другие возможности. Что именно думал молодой человек и как рассуждали его родные, мы можем только догадываться.
Но в реальности не сбылось ничего из того, что можно было предполагать. Учиться оказалось тяжело. Порой что-то пересдавал не с первого раза. Возможно, изучались совсем не те дисциплины, к которым у молодого человека были способности. Возможно, все изучаемое не соответствовало его интересам, поэтому и шло трудновато. Бакалавриат он все-таки окончил. О поступлении в магистратуру в то же самое учебное заведение даже речи не шло: осознавал, что не сможет. В другие — тоже не стал. То ли понимал, что знаний не хватит в любом случае. То ли обучение в течение четырех лет тому, что неинтересно и что усваивается с трудом, убило интерес к дальнейшей учебе.
Оказалось, что просто наличие диплома бакалавра не открывало вчерашнему студенту ничего. На работу он устроился совсем не по специальности. Кто-то из знакомых помог ему. Но работа была такая, на которой, наверное, и без высшего образования можно было выполнять свои обязанности, и со специальностью по диплому она вообще не имела ничего общего.
«Своим» он для бывших однокурсников не стал, и в новом коллективе приживался не легко. Может быть, было бы все совсем иначе, если поступил после школы учиться в соответствии со своими способностями, в соответствии с теми талантами, который дал Господь.
Сам юноша и его родные хотели непременно престижный вуз как место обучения для него. Молодой человек четыре года потратил на получение специальности, по которой потом не работал ни одного дня. И обучение не приносило ему радости, не вызывало интереса. Он поступил туда, потому что это престижно, а не потому, что это соответствует его складу, способностям, склонностям. Вопрос: кто и что выиграл в результате такого обучения ради престижности? В чем плюсы таких решений, близкие или отдаленные?
Если бы такие истории были единичные… Но знаю много похожих судеб. Поступать в вуз ради престижности, это не верный шаг. Подсказывать на поступление по критерию «престижная» профессия ошибочно, потому что даже если окончит нынешний выпускник данный вуз, а потом не будет работать по специальности или в какой-то смежной с ней сфере, то годы обучения — это потраченное время. Знания, которые совсем не используются, быстро забываются. В чем тогда был весь смысл такого обучения, если полученные знания не использовать? А если же еще вспомнить, что эти места могли бы достаться тем абитуриентам, которые имели именно те склонности и способности, которые нужны для такой профессии, что за эти годы они могли бы вырасти в настоящих профессионалов, становится еще грустнее.
Повторю: Господь не зря создал нас разными, не зря дал разные способности. Такими разными мы и нужны Ему и нашей стране. И когда сегодня молодые люди, стоящие на пороге взрослой жизни, делают важный выбор, где учиться и работать, дам им совет: не гонитесь за престижностью, выбирайте то, что вам интересно, что соответствует вашим способностям, то, в чем принесете пользу людям и отечеству, — тогда со временем вы вырастете в настоящих профессионалов. И главное, храните веру в Бога, храните свою душу от греха, помните, не профессия украшает человека, а его дела и поступки, все то, что он создает своим трудом. Развивая таланты, что даны нам от Бога, мы служим ближним: кто инженером, кто дипломатом, кто учителем, кто священником, кто художником, кто геологом, кто монахом-молитвенником. Всем нам дана одна заповедь — преображать этот мир.