О Боге Троице
Ветхозаветному еврейскому народу не было открыто, что Бог — Троица. Люди знали только то, что Бог — Един и нет никаких иных богов, кроме Бога Единого и Истинного. Ему и молились. Кому конкретно? Богу Отцу? Сыну? Духу? Молились всей Святой Троице. Хотя еще и не различали Божественных Ипостасей Отца, Сына и Святого Духа. Ветхий Завет, говорит святой Григорий Богослов, проповедовал людям Отца, и не с такой ясностью Сына. Новый Завет открыл людям Сына.
Именно Сын Божий, сошедший с Неба, открывает людям, что Бог — Триипостасен: Бог-Отец вечно рождает Сына, Бог-Сын — вечно Рождающийся от Отца. Бог-Святой Дух — вечно от Отца исходящий. Святой Иоанн Дамаскин пишет, что разница между рождением и исхождением есть, а в чем она заключается — нам неведомо. Тайна внутриличностных отношений Святой Троицы нам только приоткрыта, чтобы мы узнали, что Три Лица Троицы — не отдельные боги, существующие сами по себе, независимо друг от друга.
Напротив, между Лицами Троицы существует глубокая связь и единство. «Кровное родство», как сказали бы мы нашим человеческим языком, — то есть самые близкие, самые доверенные отношения, устроенные на любви. Но выражение «кровное родство» мы не можем применить по отношению к Богу не только потому, что Бог — нематериален. Есть тому и еще более существенная причина: единство Лиц Святой Троицы гораздо больше и глубже, чем «кровное родство».
Господь нам открывает главное о Божественном единстве: Лица Святой Троицы пребывают в абсолютной любви Друг к Другу. Каждая Божественная Ипостась воспринимает Другого как самого Себя. И Каждая готова жертвовать всем ради любви к Другому. Это знание о Боге нам дано с практической целью и должно быть руководством к действию. Потому что и нас, людей, Бог призывает воспринимать ближнего как самого себя и возлюбить ближнего как самого себя.
Для Бога это — реальность отношений в Любви, которая может быть только такой. Но для нас, после грехопадения, это — очень трудный путь. В «Лествице» святого Иоанна Лествичника говорится о том, как правильно следовать по пути христианских добродетелей, и любовь там — самая последняя ступень. Чтобы ее достигнуть, надо пройти все остальные. Это непросто, но необходимо, потому что главная заповедь, которую дал нам Господь — это двуединая заповедь о любви к Богу и человеку: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же, подобная ей: возлюби ближнего твоего как самого себя» (Мф.22:37-39). Бог дал нам жизнь для реализации этой заповеди. Без этого любые другие достижения человека не имеют смысла. Если я «знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто» (1Кор. 13:2). Бог Троица постоянно подает человеку Свою помощь на этом пути.
Ради этого Бог Отец благословляет Своего Сына стать Человеком. Пройти земной путь и выполнить ту задачу, которая не удалась первому Адаму — привести к обожению (соединению с Богом) и собственную человеческую природу, и весь мир, который Бог дал в управление Адаму.
Из Лиц Святой Троицы нам более близок и понятен образ Господа Иисуса Христа. Ведь именно Он родился от земной Девы и жил на земле как Человек. Именно Он претерпел в Своей земной жизни все, что терпят люди — голод, жажду, усталость, непонимание, скорби, страдания, наконец, страшную смерть ради людей. В Евангелии мы большей частью читаем о Христе, о Его деяниях и учении. Христиане молятся Иисусовой молитвой и к Богу-Отцу обращаются с молитвой, которую дал Иисус Христос Своим ученикам: «Отче наш». Именно Христос после своей смерти разрушил ад и открыл нам Царство Небесное. И именно Сын Божий, ставший Богочеловеком Иисусом Христом, открывает нам Отца и Святого Духа. Только через Христа, Сына Божия, мы можем познать Отца и Духа. «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня», — говорит Господь (Ин. 14:6).
Господь Иисус Христос — это Бог Откровения. Явленный миру Бог. Бог являлся и в ветхозаветные времена, до воплощения и пришествия на землю Сына Божия. И даже эти ветхозаветные явления Бога (теофании) — это явления Сына Божия. К примеру, когда пророк Моисей беседовал с Богом, просил Его показать Лице Свое, — пророк беседовал не с Богом Отцом, а с Сыном Божиим. Так же и пророк Илия и другие пророки получали откровения от Сына Божия.
Ныне же, продолжает свою мысль святой Григорий Богослов, Дух Святой дарует нам, христианам, наиболее ясное о Себе познание. Это часть промысла Бога-Троицы о спасении мира. Во времена земной жизни Христа о Духе Святом никто не знал. Апостол Иоанн Богослов пишет, что не было неверующих в Духа Святого, потому что Христос еще не был прославлен (см. Ин. 7:39). В самом конце, уже перед Своими страданиями и Крестной смертью, Христос стал говорить ученикам о Святом Духе. О том, что придет Утешитель и напомнит им все, о чем учил Христос (см. Ин. 16: 13‑14).
Дух Святой являет Себя миру уже после Вознесения Христа на Небо, в день Пятидесятницы. Дух Святой пребывает в Церкви. Соответственно, Ему приобщаются те, кто пребывает в Церкви.
Разве только в Церкви пребывает Дух Святой? Ведь Дух дышит, где хочет (см. Ин. 3:8)? Конечно, Он действует во всем мире, непостижимым для нас образом, но полнота Его Откровения доступна только в Церкви, потому что в день Пятидесятницы Дух Святой сошел именно на членов Церкви. Поэтому именно в Церкви происходит передача Духа Святого. Святой Дух всегда действует в мире разнообразно, созидательно и индивидуально, подавая каждому то, что ему необходимо для спасения.
Все Три Ипостаси Святой Троицы от начала творения и поныне действуют в мире. Господь Иисус Христос открыл нам ту взаимную любовь, в которой пребывают Отец, Сын и Дух. Не только любовь Друг к Другу, но и к созданному Богом‑Троицей миру. Только любовь к миру появилась, когда появился мир, а любовь внутри Троицы была всегда. Богу всегда было, кого любить и до создания мира, а мир Бог просто решил создать. Он не нуждался в нем. Бог творит мир по любви, чтобы еще кто-то был причастен к тому блаженству, в котором пребывает Сам Бог. Ведь Он и есть абсолютное Блаженство, Жизнь, Любовь.
Мы призваны к жизни в любви, по образу Святой Троицы. Как же мы можем познавать Бога, чтобы приблизиться к любви? Это познание происходит не теоретическим путем, не через чтение учебника по Догматике, хотя и это будет не лишним. Но главное познание Бога происходит через очищение сердца. «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с Ним, и он со Мною» (Откр. 3:20).
Вся Троица войдет к такому человеку. Потому что благодать Божия, энергия Божия — едина у всей Троицы. Господь говорит это о каждом, кто достигнет такого уровня. Он реально входит, действует. Чем чище человек, тем заметнее у него эти действия. Даже заметно другим, не причастным тому же опыту.
Мы можем положить начало этому пути. Самое главное, чтобы начало было правильное: через очищение сердца. Очищается сердце исполнением заповедей, борьбой со своим эгоизмом. Только так мы соединяемся с Богом Троицей: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин. 14:21).