Все зависит от нас самих
И мы уйдем… И это нас не вспомнят.
И это наше дело предадут.
И мебель нашу выбросят из комнат,
Порывы осмеять не преминут.
Многие ли из нас, живущих сегодня, вспоминают своих прадедов и прабабушек, не говоря уж о еще более далеких предках? Многие ли бережно хранят семейные фотографии, показывают их детям и внукам и рассказывают, кто на них? Многие ли готовы продолжать и развивать какие-то хорошие начинания, оставленные ими нам? К сожалению, нет. И если родственники — внуки и правнуки этих людей — не вспомнят о них, то вполне закономерно будет что и их самих в будущем не вспомнят. Это будет вполне закономерным результатом того, какой пример был им преподан в свое время. Смеются сегодня люди над какими-то представлениями, словами, поступками, чертами характера своих предков. Так кто же будет виноват, если так же насмешливо и даже пренебрежительно выросшая молодежь будет отзываться о нашем времени.
Вспоминаю одну историю. Все наследство Петра Михайловича и Марии Феодоровны досталось одному внуку, хотя была еще внучка и даже сыновья. Но пожилые люди все, что у них было, еще при жизни завещал ему, в том числе две квартиры. Скончался Петр Михайлович, и Мария Феодоровна осталась в одной квартире, а в другую заселился внук. Соседка по той квартире однажды звонит Марии Феодоровне и говорит: внук и его друг выбрасывают мебель из квартиры через окно. Именно так: через окно. Квартира была на втором этаже, ему было жаль платить деньги за вынос мебели, сам выносить не хотел. Вот он и нашел «выход»: выбрасывать в окно. Мебель в квартире была хорошая, даже были отдельные предметы старинные, сделанные из дуба. Она им досталась от их родителей. Отдавая квартиру внуку, они думали, что он все сохранит. А вышло иначе, внук даже не спросил бабушку, которая была еще жива, какую ценность имеет все то, что осталось в квартире. Он решил сделать евроремонт, и все старое ему не нужно. Если сегодня внук так поступает, то чему удивляться, когда и его потомки через десятилетия повторят подобное?
К слову сказать, похожее неуважительное отношение детей к своим родителям описано во многих произведениях нашей классической литературы — например, у А. П. Чехова («Анна на шее»), А. С. Пушкина («Станционный смотритель»), И. С. Тургенева («Отцы и дети») и др. Это проблема столетий: как научить своих детей хранить и потом передавать память о предках? Быть благодарными своим родителям, даже несмотря на их возможные немощи и недостатки? Премудрый Соломон пишет: «Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состарится» (Притч. 23: 22). Выходит, не всем дана такая мудрость?
На оборотах наших фотографий
Прочтут со смехом наши письмена.
И будут клочья сыпаться на гравий,
А память — тлеть в кострище дотемна.
Сколько писем сгнило на свалках… Сколько фотографий выцвело там же или сгорело в кострах. А ведь это наша живая история. И сведения там могли быть уникальные для историков будущего.
Вспомню еще одну историю, но такую, которая вселяет надежду. На чердаке нашлась большая коробка со старыми фото. Они принадлежали не нынешним владельцам дома — молодой паре, а предыдущим хозяевам. И молодая хозяйка внимательно рассмотрела каждую фотографию и прочитала слова на обороте. Затем, она аккуратно уложили все в отдельную коробку и надписала имя бывших хозяев. Это было проявлением уважения к памяти тех, кто запечатлен на этих фотоснимках, интересом к живой истории.
Анатолий Аврутин напоминает читателям, что забвение, которому предадут потомки живущих ныне людей, является прямым следствием того, что сделали и делают сами эти люди:
А как еще? Чего же мы хотели,
Когда в огне чужую мебель жгли,
Когда чужой печалью шелестели
И клочья писем корчились в пыли?
Когда чужое дело предавали
И тех, ушедших, прокляли вослед.
Опять мы сущность поняли едва ли…
Опять «в руке не дрогнул пистолет…»
Поэт пишет «мы» — он говорит о том поколении, к которому принадлежит сам. Он не отделяет себя от него, воспринимает себя как его часть, разделяет настоящее и будущее.
Его тревожит, что все уроки истории ничему не учат современников, что многое остается непонятым. Это земной аспект. Но есть еще одно измерение нашей действительности. Все мы когда-то покинем этот мир, да простят меня все, кто не любит над этим задумываться. Никто с собой не заберет материальные блага, денежные вклады или накопления, недвижимость, статусность, иными словами, — всю нашу суетливую житейскую деятельность. А возьмем мы с собой в путь наши дела, стремления — во имя чего мы трудились всю жизнь, и наше отношение к ближним, в том числе к родителям. Уважали мы их, любили, заботились или «не было времени» на это в нашей жизни? «Не за красоту лица, не за образование, не за ум, не за доброе сердце и даже не за душевные добродетели — кротость, смирение, простоту — уважаю и люблю я мать свою, а потому единственно, что она — мать моя, и ради заповеди Божией», — пишет праведный Иоанн Кронштадтский. «Когда ребенок не признает родителей за своих благодетелей и не любит их — даже при том, что у его родителей есть страх Божий, — то, как он может любить и чтить Бога — своего Великого Благодетеля и Отца всех людей? Ведь осознать великие Божии благодеяния в детском возрасте очень непросто», — говорит старец Паисий Святогорец (1924–1994).
Или вот что на тему взаимоотношения отцов и детей говорят наши русские пословицы:
Нет такого дружка, как родная матушка.
На свете все найдешь, кроме отца и матери.
Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.