Все зависит от нас самих

Общество
У номинанта Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Анатолия Юрьевича Аврутина есть строки, которые напоминают человеку о том, что он пожнет то, что посеял. Они актуальны всегда, а в наше время особенно.

И мы уйдем… И это нас не вспомнят.

И это наше дело предадут.

И мебель нашу выбросят из комнат,

Порывы осмеять не преминут.

Многие ли из нас, живущих сегодня, вспоминают своих прадедов и прабабушек, не говоря уж о еще более далеких предках? Многие ли бережно хранят семейные фотографии, показывают их детям и внукам и рассказывают, кто на них? Многие ли готовы продолжать и развивать какие-то хорошие начинания, оставленные ими нам? К сожалению, нет. И если родственники — внуки и правнуки этих людей — не вспомнят о них, то вполне закономерно будет что и их самих в будущем не вспомнят. Это будет вполне закономерным результатом того, какой пример был им преподан в свое время. Смеются сегодня люди над какими-то представлениями, словами, поступками, чертами характера своих предков. Так кто же будет виноват, если так же насмешливо и даже пренебрежительно выросшая молодежь будет отзываться о нашем времени.

Вспоминаю одну историю. Все наследство Петра Михайловича и Марии Феодоровны досталось одному внуку, хотя была еще внучка и даже сыновья. Но пожилые люди все, что у них было, еще при жизни завещал ему, в том числе две квартиры. Скончался Петр Михайлович, и Мария Феодоровна осталась в одной квартире, а в другую заселился внук. Соседка по той квартире однажды звонит Марии Феодоровне и говорит: внук и его друг выбрасывают мебель из квартиры через окно. Именно так: через окно. Квартира была на втором этаже, ему было жаль платить деньги за вынос мебели, сам выносить не хотел. Вот он и нашел «выход»: выбрасывать в окно. Мебель в квартире была хорошая, даже были отдельные предметы старинные, сделанные из дуба. Она им досталась от их родителей. Отдавая квартиру внуку, они думали, что он все сохранит. А вышло иначе, внук даже не спросил бабушку, которая была еще жива, какую ценность имеет все то, что осталось в квартире. Он решил сделать евроремонт, и все старое ему не нужно. Если сегодня внук так поступает, то чему удивляться, когда и его потомки через десятилетия повторят подобное?

К слову сказать, похожее неуважительное отношение детей к своим родителям описано во многих произведениях нашей классической литературы — например, у А. П. Чехова («Анна на шее»), А. С. Пушкина («Станционный смотритель»), И. С. Тургенева («Отцы и дети») и др. Это проблема столетий: как научить своих детей хранить и потом передавать память о предках? Быть благодарными своим родителям, даже несмотря на их возможные немощи и недостатки? Премудрый Соломон пишет: «Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состарится» (Притч. 23: 22). Выходит, не всем дана такая мудрость?

На оборотах наших фотографий

Прочтут со смехом наши письмена.

И будут клочья сыпаться на гравий,

А память — тлеть в кострище дотемна.

Сколько писем сгнило на свалках… Сколько фотографий выцвело там же или сгорело в кострах. А ведь это наша живая история. И сведения там могли быть уникальные для историков будущего.

Фото: Pixabay

Вспомню еще одну историю, но такую, которая вселяет надежду. На чердаке нашлась большая коробка со старыми фото. Они принадлежали не нынешним владельцам дома — молодой паре, а предыдущим хозяевам. И молодая хозяйка внимательно рассмотрела каждую фотографию и прочитала слова на обороте. Затем, она аккуратно уложили все в отдельную коробку и надписала имя бывших хозяев. Это было проявлением уважения к памяти тех, кто запечатлен на этих фотоснимках, интересом к живой истории.

Анатолий Аврутин напоминает читателям, что забвение, которому предадут потомки живущих ныне людей, является прямым следствием того, что сделали и делают сами эти люди:

А как еще? Чего же мы хотели,

Когда в огне чужую мебель жгли,

Когда чужой печалью шелестели

И клочья писем корчились в пыли?

Когда чужое дело предавали

И тех, ушедших, прокляли вослед.

Опять мы сущность поняли едва ли…

Опять «в руке не дрогнул пистолет…»

Поэт пишет «мы» — он говорит о том поколении, к которому принадлежит сам. Он не отделяет себя от него, воспринимает себя как его часть, разделяет настоящее и будущее.

Его тревожит, что все уроки истории ничему не учат современников, что многое остается непонятым. Это земной аспект. Но есть еще одно измерение нашей действительности. Все мы когда-то покинем этот мир, да простят меня все, кто не любит над этим задумываться. Никто с собой не заберет материальные блага, денежные вклады или накопления, недвижимость, статусность, иными словами, — всю нашу суетливую житейскую деятельность. А возьмем мы с собой в путь наши дела, стремления — во имя чего мы трудились всю жизнь, и наше отношение к ближним, в том числе к родителям. Уважали мы их, любили, заботились или «не было времени» на это в нашей жизни? «Не за красоту лица, не за образование, не за ум, не за доброе сердце и даже не за душевные добродетели — кротость, смирение, простоту — уважаю и люблю я мать свою, а потому единственно, что она — мать моя, и ради заповеди Божией», — пишет праведный Иоанн Кронштадтский. «Когда ребенок не признает родителей за своих благодетелей и не любит их — даже при том, что у его родителей есть страх Божий, — то, как он может любить и чтить Бога — своего Великого Благодетеля и Отца всех людей? Ведь осознать великие Божии благодеяния в детском возрасте очень непросто», — говорит старец Паисий Святогорец (1924–1994).

Или вот что на тему взаимоотношения отцов и детей говорят наши русские пословицы:

Нет такого дружка, как родная матушка.

На свете все найдешь, кроме отца и матери.

Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.

amp-next-page separator