Коммерческое и авторское начала: о чем фильм Романа Михайлова «Наследие»

Общество
Пожалуй, в каждой новой встрече самое интересное — как она пройдет, какие чувства вызовет, какой опыт позволит пережить.

Свидание с кинофильмом мало чем отличается от вечера с интересным новым знакомым. Ты ориентируешься на имя, на описание запланированного, на жанр и настроение. В итоге все равно все оказывается не совсем таким, как ждешь. Но если встреча удалась, о ней не хочется трубить повсюду — хочется молчать и хранить для себя, по крайней мере до тех пор, пока впечатления не утихнут и не превратятся в историю.

Фильм Романа Михайлова «Наследие» из таких, как и предыдущие работы режиссера. К слову, это третья картина из тех, что выйдет на экраны с конца октября 2022 года, а снял он пять лент. И это кино действительно непредсказуемое — сколько ни читай сюжет, ни пересматривай трейлер — не предвосхитишь, с чем тебя ждет встреча.

В одной из прошлых бесед с этим режиссером я услышала от него слова, которые часто передаю другим — про новую волну в нашем кино, «чистую и бедную». Думаю, речь тут про малобюджетные авторские фильмы, которые ориентированы не на публику, заказчиков, коммерцию, а на творчество. В другом разговоре я поделилась мыслями про «честное и бедное» с молодым актером, который не так давно запустил в работу свой продакшен.

А в ответ услышала, что здорово было бы, чтобы два направления кино — крупнобюджетное коммерческое и молодое экспериментальное — встретились. Потому что у индустрии есть опыт и ресурсы, а у юных и дерзких — идеи. Качества же сложно добиться как без того, так и без другого. А что если он прав? Вдруг если бы, помимо господдержки дебютных лент и программ по развитию отечественного кинематографа, была бы та, которая выделяла средства на усиление позиций режиссеров, уже зарекомендовавших себя необычным, неординарным подходом к работам.

Фото: Пресс-служба компании Вольга

Тех, которые не вписываются, но отличаются оригинальным мышлением, свежестью идей, умением заглянуть в то, чего еще не было, не придумано до нас? Ведь часто то, что не вмещается в среднестатистические рамки, не окупается, не понятно, вызывает раздражение, подобное камушку в ботинке, — задвигается на задний план, да там и остается. Знаю одного чудного режиссера, который ради полнометражного дебюта продал авто.

Фильм получился, проехался по фестивалям, но остался не на полке, а в сети. А я уверена: если этому человеку позволить снимать, он проложит свою тропинку среди российского кинематографа, не следуя чужим маршрутам... Вот только, насколько я знаю, кастинг-агентства и сайты, где размещаются профайлы начинающих артистов, существуют. А чего-то подобного для режиссеров нет. С учетом того, что кино сейчас зачастую продюсерское, думаю, здорово было бы, если бы возникла отдельная открытая база с работами начинающих, малоизвестных режиссеров. Там проще было бы находить свежих творцов, которым можно довериться, которых можно поддержать.

Ведь если автор берется снимать свое кино — он отвечает за все детали. Как и продюсер, но при таком производстве режиссер — тоже важная часть механизма, от которой зависит результат. И он должен подходить задумке.

Впрочем, может, где-то существует и подобная ярмарка талантов, которым надо помогать, потому что не у всякого есть дар прорываться через ограничения самому. Но очень хочется, чтобы интересные имена не канули в Лету, стали знаковыми, правда, со временем, а пока — звучали бы и собирали залы. Например, как это делает Роман Михайлов, опирающийся на доверие единомышленников.

amp-next-page separator