Потребитель просит добавки: что делать с рынком БАДов?
Российский рынок пищевых добавок растет как на дрожжах, в прошлом году он увеличился почти на 25 процентов. Бессчетное число производителей, посредников и продавцов предлагают столько торговых наименований, что неискушенному человеку разобраться в них почти нереально. Впрочем, даже специалист не всегда скажет, какое сырье использовалось для изготовления конкретной биодобавки и какие вещества в ней содержатся.
Потому что в 2021 году были отменены гигиенические требования к производству и продаже БАДов. За их качеством призван следить Роспотребнадзор, имеющий для этого все материально-технические возможности. Но есть лазейка: добавку можно зарегистрировать не в России, а в одной из стран Евразийского экономического союза. Многие регистрируют свой товар в Армении, а продают у нас. Твердой уверенности в его качестве нет.
С того же 2021 года разрешено продавать биодобавки в интернете, где трудно уследить за достоверностью рекламы. Торговля этим активно пользуется. Нередки обещания, что БАДы и воспаление снимут, и отеки сгонят, и давление снизят, и вообще здоровье станет как у молодого. Заведомый, но весьма эффективный обман. Стоит ли удивляться, что БАДы сомнительного происхождения прочно вошли в нашу жизнь? Особенно популярны добавки для похудения, витаминные комплексы, пробиотики и пребиотики, БАДы с коллагеном, продвигаемые как защита от старения. В ходу шутка: вместо еды хозяйка накладывает в тарелки капсулы БАДов — здоровое питание. Даже врачи подпадают под воздействие рекламы. Согласно только что проведенному опросу более тысячи специалистов, половина докторов положительно относится к пищевым добавкам, особенно в составе комплексной и общеукрепляющей терапии. Хотя эффективность их применения никем и никогда не была доказана.
Трудно объективно оценить долю контрафакта на рынке БАДов. По некоторым оценкам, она составляет едва ли не 50 процентов. Но скоро подделок станет значительно меньше. Уже 1 сентября должна начаться маркировка пищевых добавок, аналогичная маркировке лекарств. Если все пойдет согласно плану, через два года по коду на любой упаковке можно будет проследить всю цепочку — от производителя до конечного потребителя. Это неизбежно очистит рынок от контрафакта, покупатель сможет лично убедиться в качестве товара.
Только парафармацевтической отрасли этого мало. Похоже, что она хочет избавиться не только от недобросовестной конкуренции, которая действительно мешает ее развитию, но от конкуренции вообще. Помимо ужесточения контроля за производством и продажей БАДов и введения национальных стандартов качества предлагается внесудебная блокировка сайтов, уличенных в продажах контрафакта. Велик риск, что эта мера может стать оружием в борьбе с конкурентами. А недавно прозвучало предложение установить заградительные пошлины в 220 процентов на импорт БАДов. Тогда добавки неизбежно подорожают, люди лишатся возможности покупать продукцию ведущих мировых брендов, оптимальную по соотношению цена/качество.
Да, проблемы на рынке биодобавок надо решать — но только с учетом интересов потребителя.