Перебивают на лекции, а наедине молчат: чем отличаются современные студенты
Одна девочка попросила дать ей автограф на шопере. Я и не слышал, что теперь так называется тканевая сумка. А вот привычные нам слова уходят: многие уже не знают, что такое дюжина. Раньше была конструкция «дюжина яиц», но сейчас яйца продают в другой расфасовке.
Самые интересные впечатления — от тенденций в речевом поведении, сформированных общением в интернете. Для людей моего возраста естественно, оказавшись лицом к лицу с кем-то хотя бы слегка знакомым (скажем, за обедом в столовой — с преподавателем), завести разговор или, по крайней мере, попробовать. Сидеть наедине и не произнести ни слова — неудобно. А для молодого человека говорить не обязательно. У них другое ощущение времени и пространства: уткнулся в телефон — и ты уже вполне занят, а вокруг словно никого и нет. Они труднее вступают в устную коммуникацию, если не видят в ней смысла.
Зато если потребность заговорить все же возникает, то и барьеры преодолеваются куда легче, чем это было у нас.
Раньше студентов или других слушателей надо было раскачивать, чтобы они включились в разговор — теперь это происходит с пол-оборота. На Летней лингвистической школе я читал две лекции, и на одной из них понял, что если буду отвечать на все вопросы, то просто не уложусь в отведенное время. Вопросы задавались буквально через слово, причем иногда и руку для этого не поднимали. Например, я упоминаю, что в 1904 году была созвана Орфографическая комиссия, которую возглавил великий князь Константин Романов. И тут же кто-то демонстрирует свои знания о его биографии, которые к делу отношения не имеют.
Я, конечно, всегда за живой диалог, но тут понял, что он может быть избыточным — раздергивать лекцию, мешать ее логике. Современного молодого слушателя уже не сковывает авторитет преподавателя: для него это просто человек, который говорит интересные вещи. А если ты сам знаешь что-то интересное, то и тебе молчать не надо! Думаю, это связано с коммуникацией в сети, где высказаться могут все и все мнения равны — неважно, любитель ты или профессионал. Для нас, преподавателей, это имеет как плюсы, так и минусы. С одной стороны, с такой аудиторией легко налаживать контакт, а с другой — забалтывается суть.
Комментарии:
Сергей Юшков:
— Проверил у дочери (15 лет) — слово «дюжина» понимает.
Ust-Inenko:
— Где-то есть школьники, которые так много знают про великого князя Константина Романова, что готовы перебить лектора? Я бы таким все простила!
Брат Карамазов:
— Замечаю такое отношение у молодых не только к учителям, но и ко всему старшему поколению.