Коллективные договоренности: БРИКС претендует на роль конкурента «Большой семерки»
Столь быстрые темпы расширения недавно вызывали скепсис со стороны Индии и Бразилии. Тогда как Россия и Китай относились к этому с большим энтузиазмом, будучи более-менее солидарны в намерениях превратить БРИКС в инструмент противостояния «коллективному Западу». Со своей стороны, Индия, Бразилия и ЮАР не очень поддерживают втягивание объединения в блоковое противостояние.
Индия настаивала, чтобы перед приемом новых членов нынешние партнеры договорились о критериях. При этом, будучи в Йоханнесбурге, индийский премьер Нарендра Моди идею расширения поддержал. После чего дебаты на тему затянулись аж на 11 часов. По итогам председательствующий на саммите президент ЮАР Сирил Рамафоса объявил, что некие критерии все же выработаны.
Однако в чем они будут состоять, пока непонятно (когда писался материал, они еще не были опубликованы. — «ВМ»). Список «новобранцев» по этой части ясности не внес. Например, многие ожидали, что к нынешней пятерке присоединится Индонезия (одна из крупнейших экономик Азии), но вместо этого приняли нищую Эфиопию.
В составе новых членов оказалась также Аргентина, постоянно балансирующая на гране дефолта, где инфляция составляет 180 процентов в год. У Саудовской Аравии, в свою очередь, в последнее время обострились отношения с ОАЭ, хотя улучшились отношения с давним региональным соперником — Ираном. У которого отношения с ОАЭ — «так себе», имеется территориальный спор. Как, впрочем, и у Индии с Китаем. Надеемся, внутри объединения найдут механизм смягчения межстрановых противоречий.
По итогам саммита также была принята совместная декларация. Там поддержана идея расширения использования национальных валют в международной торговле и финансовых операциях между странами объединения. Поддержан принцип мирного урегулирования конфликта на Украине. Содержится призыв к расширению представительства развивающихся стран в международных организациях и на многосторонних форумах.
В западной прессе в эти дни часто писали о том, что БРИКС претендует на роль конкурента «Большой семерки». Чисто арифметически это так и выглядит: БРИКС уже сейчас охватывает 40 процентов населения Земли, 26 процентов мирового ВВП (примерно как и страны G7). Но пока объединению не удалось трансформировать свою суммарную экономическую силу в адекватное политическое влияние на мировой арене. Да и уровень экономической интеграции отстает.
Впрочем, понимание, что с этим надо что-то делать, есть.