/ Фото: Петр Болховитинов, «Вечерняя Москва»

Домашнее задание на лето: родители и дети «счастливы вместе»

Общество
В последний день учебного года мой лопоухий первоклашка скинул с плеч ранец и издал клич – «Вау!!! Свобода!!!» И мы вместе прыгали по комнате, как сумасшедшие, радуясь наступающим каникулам. А вот это, собственно, зря. Потому что в ранце лежало скромное домашнее задание на лето. Которое мы обнаружили, правда, только через неделю. Он «забыл» о нем, подсознательно пытаясь максимально оттянуть столкновение с «этой неприятностью».

Список чтения у меня особого напряга не вызвал. Нет в Бианки, Шиме или Пришвине ничего плохого, разве что первоклашкам редко нравится читать про природу. Весело читается Носов. Хорош и «Солнечный денек» Воронковой, жаль только, что пришлось его по сути «переводить»: трудно современным городским детям разобраться, что такое «рига», «житница» или даже просто «сени». Ну да бог с ним, со всем этим, конечно.

Задание по математике напрягло. Не то что бы сложное, просто большое и нудное. Примеры, задачки. «Мам, реши: в бассейн втекает 500 литров воды, а вытекает 505. Вопрос – что позволяют себе эти купальщики?» – хитро сверкнув глазами, сын со вздохом захлопнул книжицу. Мы посмеялись и открыли русский. Чтобы перестать смеяться. Надолго.

120 без малого диктантов. Сначала – небольших, потом – вполне «увесистых». Как разделить их на 90 летних дней? Впрочем, сын освоил деление мгновенно: «Каждый день писать, да?» И печально повесил уши.

К моменту написания этой заметки до конца лета оставалось десять дней и диктантов тридцать. И смертельная тоска – не знаю даже, у кого бОльшая, у меня или у моего школьника.

И вот я все думаю – да, с одной стороны, дети летом должны «думать головой», как-то напрягать свои извилины, не забывать, как держать ручку в руках. А с другой… А когда еще можно повалять дурака и полениться? Когда еще можно не думать о том, что ты что-то должен, а просто жить и наслаждаться жизнью? И не стоит юлить – диктанты и задачки достали не только сына, но и всех, кто их ему диктовал, а также отслеживал, что там в результате «нарешалось». До трясучки достали!

На счастье, нас минула участь многих других детей – нам не пришлось заполнять дневник наблюдений, составлять гербарии и зарисовывать жучков и бабочек. Что само по себе может и не плохо, конечно, но будучи возведенным в ранг обязательного задания, становится отчего-то отвратительным.

В прогимназии, где учится мой сын, нам много рассказали доброго и хорошего о том, какая замечательная штука – новый стандарт образования. Спецам, конечно, виднее. И школа – нормальная. Только вот отчего-то ощущение возникает устойчивое: кажется мне, что постепенно ответственность за процесс образования медленно, но верно переваливается на плечи родителей. А я, например, совершенно от ответственности не бегу, но все же уверена, что каждый должен заниматься своим делом. И контролировать процесс обучения – это одно, а вот подменять, вольно-невольно, собой учителей – это совсем другое. Отпустить все на самотек? А как? Диктанты сами не надиктуются. А за некрасивый гербарий или криволапых жучков в школе по голове не погладят, а сделать и нарисовать все это аккуратно и красиво способен не каждый первоклашка.

…Ближе к сентябрю начали звонить мамы-коллеги. Пока все диктанты написал только один мальчик – серьезный, нелюдимый Сема. Но его мама сказала, что, дописав последний, Сема заплакал. И хотя тут же родилась шутка – мол, пожалел парень, что все кончилось, стало грустно.

…Лето удаляется от нас с дикой скоростью, до первого сентября – рукой подать. Домашнее задание почти выполнено. Хотя нет, еще доклад нужно сделать… На любую тему – хоть про инопланетян, хоть про растения лугов. С фотографиями. Сдается мне – я знаю, чем займусь в выходные. И сын отнесет свое (наше с ним) неподъемное летнее домашнее задание в школу. Туда, куда после такого лета он совсем не стремится идти…

amp-next-page separator