Плоды трудов

Общество
Главный приз конкурса изданий «Просвещение через книгу» в этом году получило десятитомное собрание трудов протоиерея Михаила Бурцева, выпущенное Издательским отделом Белевской епархии.

Выпускающий редактор — протоиерей Александр Сергеев, ответственный редактор — игумен Герасим (Дьячков). Издание включает обращение к читателям епископа Белевского и Алексинского Серафима.

Протоирей Михаил Бурцев (1842‑1906) был разносторонне одаренным и трудолюбивым человеком. Как пастырь он ревностно и ответственно относился к своему служению. Много сделал для просвещения, занимался краеведением. Его педагогический опыт был велик и разнообразен. Он преподавал в разных учебных заведениях. Способствовал открытию нескольких школ, в том числе и для девочек. Но особый вклад внес в изучение своего края — земли Белевской. О. Михаил писал статьи по церковной и гражданской археологии, сотрудничал в редакции «Тульских епархиальных ведомостей», а также не раз печатался в других журналах.

История Белевского края была предметом глубокого интереса о. Михаила. Он изучал разные периоды, с древности до современного ему времени. Целый ряд предметов старобытных времен он передал в местные музейные собрания. К своим историческим поискам привлекал учащихся, вместе с ними ходил исследовать местность.

Создавая художественные произведения, протоиерей Михаил Бурцев в подзаголовках нередко указывал: «из быта духовенства». Приведу примеры: «Большие перемены: повесть из быта семинаристов и духовенства», «Монашеские деньги впрок не пошли: очерки из быта духовенства», «Кандидат священства: повесть из быта духовенства», «Владиславлев: повесть из быта семинаристов и духовенства». Автор хорошо знаком с тем, о чем пишет.

Он сам священник, конечно, учился в семинарии. И создает свои произведения исходя из собственного опыта и знаний действительности. Иметь представления о чем-либо с чужих слов — одна ситуация. Создавать картину бытия исходя из книг, из изучения большого количества достоверных источников — другая. Знать же по своему опыту, знать, потому что живешь или жил сам так, в этой среде, среди таких людей — третья. Это живая школа, живая реальность, которая получает художественное воплощение.

Из книг протоиерея Михаила Бурцева мы узнаем, как жили семинаристы, как жили священники, их семьи во второй половине позапрошлого века.

Далеко не все реалии тех времен нам будут сразу понятны. Например, значение не всех слов XIX века известно широкой аудитории. Издатели это понимают, поэтому в книгах есть словарь-справочник. Это имеет большое значение. Благодаря ему читатель лучше, полнее понимает и текст, и в определенной степени условия жизни, взаимоотношения людей того времени. Расширяется кругозор читателя, увеличивается словарный запас. Это самая настоящая просветительская работа, свидетельство того, что издатели относятся с уважением к любым читателям, сколько бы лет им ни было и каким бы ни был уровень их образования, и не только с уважением относятся, но и хотят, чтобы читатель от ознакомления с изданием, от работы с ним получил максимальную пользу.

Десятитомник включает в себя не только художественные произведения о. Михаила, но и его проповеди. И сейчас, примерно через полтора века после их произнесения, мы можем читать те слова, которые находил о. Михаил, чтобы донести до своих прихожан – простых белевцев, образованных и не очень — самые важные истины. Конкурс так и называется «Просвещение через книгу». Издание трудов протоиерея Михаила Бурцева полностью соответствуют такому названию, и это издание в первую очередь просветительское.

К нашему времени накоплен огромный объем знаний, в самых разных областях. И на практике получается, что даже люди, получившие высшее образование и — еще выше — ученую степень, имеют познания в выбранной ими области далеко не все. Огромная часть информации, опыта из прошлого остается им неизвестной. И это не злой умысел или лень. Это огромный багаж научной осведомленности, из которого в рамках всех ступеней образования отбирается только часть, потому что вместить все не получится. Но какая это часть, что остается «за кадром» — вопрос отнюдь не пустой.

Фото: Анатолий Цымбалюк / Вечерняя Москва

Сегодня реальность такова, что человек с дипломом высшего образования или даже при ученой степени может не знать каких-то важных моментов становления выбранной им самим области научных знаний, может быть не знаком с опытом, который уже пройден поколениями предков. Тем более не имеет представления об этом широкая аудитория.

Издание трудов протоиерея Михаила Бурцева — это возвращение нам такого опыта сразу в нескольких областях. Это издание художественных произведений, которые выходили во второй половине позапрошлого века, являлись частью круга чтения людей того времени. Речь не идет о том, что данные книги являют собой вершины русской литературы. Но это вполне достойные, в том числе и в художественном отношении, произведения.

Когда люди видят имя автора, хотя бы у кого-то возникает интерес: кто этот человек, что о нем известно? Если современный читатель начинает искать сведения о протоиерее Михаиле Бурцеве, то узнает, сколько он сделал для образования, краеведения, изучения истории. Читатель, может быть, впервые по-настоящему узнает, как было устроено дело просвещения в те годы, как развивалась система обучения.

Читатель, возможно, впервые задумается о труде множества неизвестных ему людей по всей стране, которые, как о. Михаил Бурцев, занимались исследованием прошлого своего края, передавали уникальные находки в будущие музеи.

Может быть, кто-то увидит, что о. Михаил печатался в «Тульских епархиальных ведомостях» и захочет найти эти публикации. Журналы сейчас оцифрованы, т. е. их может найти и просмотреть практически любой читатель. Откроет человек старый журнал, погрузится в описание старины — и по-настоящему заинтересуется. И будет искать все новые материалы. Возможно, сам станет исследователем. А сколько еще неизвестных страниц истории, сколько имен еще скрывают документы в архивах, и не только XIX в., но и века прошлого, включая имена пострадавших за Христа.

А такие издания — это возвращение современным читателям живой истории, русской словесности, возможностей и достижений педагогики второй половины XIX века. Что же касается личности самого отца Михаила, то тут его можно сравнить с добрым рабом, «благом и верном», находящемся на службе у Евангельского господина из притчи Спасителя: «И приступль пять талант приемый, принесе другия пять талант, глаголя: господи, пять талант ми еси предал: се, другия пять талант приобретох ими. Рече же ему господь его: добре, рабе благий и верный: о мале был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость господа твоего» (Мф. 25: 20: 21).

Ведь если хотя бы немного ознакомиться с биографией протоиерея Михаила Бурцева, то можно увидеть, что и как христианин, и как служитель алтаря он был достойнейшим человеком, был ревностен в служении и строг, добр и скромен, трудолюбив, любил молитву. И помимо этих качеств, Господь наделил его еще и способностями к научной, просветительской деятельности. Вне сомнений, что о. Михаил «вошел в радость Господа его», которому служил всю жизнь и любил «всем сердцем своим и всею душою своею и всем разумением своим» (ср. Мф. 22: 37).

amp-next-page separator