Князь Игорь и химик Бородин

Общество
На днях исполнилось 190 лет со дня рождения Александра Бородина. Человек исключительных дарований.

По разнообразию талантов Бородина можно причислить к гениям эпохи Возрождения. Без преувеличения, на все века он стал лучшим химиком среди композиторов и лучшим композитором среди химиков. Сегодня его имя в большей степени принадлежит музыке, но это связано с прогрессом науки, чего искусство, к счастью, лишено.

Недавно в школьном сочинении встретил откровение, что Бородинское сражение названо в честь Бородина. Невежество, возведенное в обычай. Парадокс в том, что главное произведение Бородина, опера «Князь Игорь», посвящено военной тематике и навеяно древнерусской поэмой «Слово о полку Игореве». Ее судьба связана с Бородинским сражением. Рукопись «Слова...» хранилась на Разгуляе во дворце Мусина-Пушкина и погибла в московском пожаре 1812 года.

Он был незаконнорожденным сыном князя Имеретинского, записан как сын крепостного, но рос в изобилии. Знак эпохи — многие русские знаменитости в XIX столетии были бастардами. Герцен, Жуковский, Кипренский, Перов, Фет.

В школу Бородин не ходил, получил домашнее образование. Знал языки, прекрасно музицировал на фортепиано и флейте, в 14 лет написал концерт. От сверстников отличался интересом к химии, из-за чего дом пропитался терпкими парами.

Записавшись в купеческую гильдию, Бородин поступил в Медико-хирургическую академию и стал любимым учеником Николая Зинина, основателя русской химической школы. Кстати, Зинин давал домашние уроки в семье Мусина-Пушкина. В академии «купец» Бородин писал фортепианные пьесы, чем вызывал недовольство учителя, он ждал верности науке. Зинин увещевал: «Господин Бородин, поменьше занимайтесь романсами, на вас возлагаю свои надежды, чтобы приготовить заместителя своего, а вы думаете о музыке и двух зайцах».

Фото: Александр Кожохин, «Вечерняя Москва»

Сказать, что Бородин разрывался между двумя страстями, нельзя. Музыка и химия гармонично уживались в нем. Если бы он оставил одно увлечение, зачахло бы второе дарование. Бородин ездил на конгрессы в Европу с Зининым и Менделеевым.

Будущий автор Периодической таблицы был молод и азартен, с одним саквояжем на двоих они махнули в Италию, где полиция приняла их за карбонариев. Кто мог подумать, что весельчаки в белых блузах войдут в историю! В некрологе на раннюю смерть Бородина Менделеев перечислял заслуги друга и говорил, что химия ему многим обязана.

В начале 1860-х годов на волне бурных общественных процессов молодые русские композиторы создали объединение «Могучая кучка». Идея состояла в создании музыки на основе русских национальных традиций. «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, «Садко», «Снегурочка» и «Царская невеста» Римского-Корсакова, «Русалка» Даргомыжского...

Критики признавали, что вершиной творчества является «Князь Игорь». Невозможно представить, что когда-то Бородин поклонялся Мендельсону. По масштабу замысла оперу сравнивали с романом «Война и мир» и с полотнами Сурикова. Композитор перечитал гору книг. Изучил эпические русские песни и мотивы тюркских народов, в том числе потомков половцев в Венгрии. Великий Ференц Лист пришел в восхищение от музыки Бородина: «В Германии пишут много, я тону в море музыки, но, Боже! до чего все плоско. Ни одной живой мысли! У вас течет живая струя. ...Нам нужно вас, русских. У вас живая, жизненная струя, у вас будущность, а здесь кругом мертвечина».

Бородин умер в 53 года от разрыва сердца в своей квартире в разгар веселья по случаю Масленицы. Жил он в казенной квартире, сбежались профессора, были испробованы все средства, но ничего не помогло. Погребен Бородин рядом со своим другом Мусоргским в Александро-Невской лавре. Незаконченную оперу «Князь Игорь» по черновикам дописал Римский-Корсаков, как прежде он делал с работами Мусоргского и Даргомыжского.

amp-next-page separator