Кощеева игла одобрения

Общество
На днях был представлен первый конструктор, созданный по мотивам русских сказок.

В серию вошли такие наборы, как «Баба-яга», «Кощей Бессмертный» и «Конек-горбунок». Идея кажется прекрасной, особенно в качестве ответа на прошлогоднее поручение Владимира Путина заняться темой популяризации русской символики и фольклора. Интересно одно: почему за весь фольклор у нас опять отдуваются Баба-яга с Кощеем? На днях студентов попросили назвать главные символы страны. И кого, как вы думаете, они назвали? Кощея да Василису Прекрасную. Можно, конечно, порассуждать о методах проведения опроса и о том, из чего студентам пришлось выбирать, но главное, что никто, включая социологов, не пошел дальше стандартного набора стереотипов, известного со школы каждому троечнику.

А ведь этот заезженный комплект из Кощея, Яги, Василисы и периодически разбавляющих компанию трех богатырей — совсем не то, что вдохновит людей на интерес к истории. Затыкая им все дыры, мы не только не сделаем новых открытий, наоборот, имеющийся минимум сведем к лубочному уровню, над которым сами же создатели будут смеяться в курилках, рассматривая корпоративные брелки с Добрыней Никитичем. У нас плохо с разработкой собственных героев и «вселенных». В желании напопуляризировать побольше фольклора продюсеры просто натягивают три шаблона на несколько западных скелетов. Взять того же «Майора Грома», в основе которого лежит вселенная Marvel, «Последнего богатыря», сделанного по диснеевской кальке, и другие.

Фото: Alexey Orlov

Где тут новый мир или уникальный герой? Притом что миры эти не столь отдалены от нас, как кажется. Они ждут своего часа в папке «хорошо забытое старое». Как недавно заметили в одном популярном телеграм-канале, есть неадаптированные русские сказки, где «необкатанных» героев пруд пруди. Это и Плакида-воин, окрестившийся Остафием, и Царь-девица, и Авдотья Рязаночка, и целый сонм русских солдат. А если нырнуть еще глубже, то окажется, что и чужую мифологическую вселенную копировать не надо: есть уже готовая, прописанная через систему взаимоотношений между персонажами. Там такие страсти, растянутые на сезоны, простите, поколения, что любой турецкий сериал отдохнет! Проблема только в степени погружения — долгие игры «на перспективу» не всем заходят, зато признания и денег хочется в этой вселенной, а не в светлом будущем. Впрочем, тут главное начать. Получилось же у создателей «Маши и медведя» поработать с источниками и сделать мультипликационную вселенную, по мотивам которой сейчас выпускают конструкторы в Китае, значит, не в одной Кощеевой игле заключена уникальность русского фольклора.

amp-next-page separator