Ограничение в пище и обуздание страстей
Вопрос звучит так, что может сложиться мнение, что мясо вообще есть нельзя. Но это не так, мясо есть можно, только имеются периоды в году, когда действуют ограничения, как сейчас, когда идет пост. Давайте взглянем в историю этого вопроса.
Адам в раю мяса не ел. Ему хватало более лёгкой пищи. Потому что у Адама было другое, по сравнению с нашим, состояние природы. Главным источником сил первого человека было живое непосредственное общение с Богом. Возможно, пищей его и было что-то материальное. Но после падения он точно питался вещественной снедью.
Раз уж мы заговорили на тему сотворения мира и грехопадения, то уместно вспомнить одну небольшую деталь: «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их» (Быт. 3: 21). Из чего можно сделать вывод, что до изгнания из рая у Адама и Евы плоть вообще имела иные свойства, была не той, к какой привыкли мы. Со времени грехопадения человеку понадобилась более грубая еда, потому что тело его стало иным, более дебелым, подверженным тлению и разрушению. И образ жизни поменялся в худшую сторону. Причем, этот разрушительный процесс (энтропия) продолжается.
Уже Ною, после всемирного потопа, Бог разрешает употреблять в пищу продукты животного происхождения, как раньше, Адаму в раю — разнообразную зелень и прочее растительное: «Все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную, даю вам все» (Быт. 9: 3). Бог дает человеку такое разрешение, чтобы тот выжил в новых условиях – не райской, а земной жизни, в среде, которая стала враждебна Адаму после его грехопадения.
Есть люди, которые не едят ни мяса, ни производных от животных продуктов. Может ли православный человек быть веганом или вегетарианцем? Дело в том, что люди, которые придерживаются подобных принципов, вкладывают в свое веганство некую идеологию. Для православных такое мировоззрение неприемлемо. Одно дело, если человек хочет не есть мяса из аскетизма, ради воздержания, желания телесных подвигов. Совсем другое, когда вегетарианец не ест мясного, ибо считает, что одна особь не имеет морального права поедать другую. К подобной мотивации мы относимся отрицательно. Потому что нельзя ставить на одну ступеньку человека и животного. А веганы ставят.
При этом православные люди, конечно, против всяческих зверств, издевательств над животными, против охоты ради удовольствия. Это всегда осуждалось и осуждается. Убить животное для того, чтобы использовать мясо для приготовления пищи — это допустимо, а ради издевательства или удовольствия — это грех.
Ною было разрешено все есть. А вот уже во времена Моисея было разделение пищи на чистую и нечистую. Святитель Фотий Константинопольский это объясняет следующим образом: то, что в Египте почиталось ценным, то израильский вождь и пророк повелел либо в жертву приносить, либо не есть, как противовес египетскому образу жизни, чтобы отвратить евреев от него. Они все страдали, что вышли из Египта, и нет у них теперь, в пустыне, свиного мяса — вот им свинину совсем запретили. Это был чисто религиозный запрет (а не из соображений жалости к животным), потому что для египтян это была ценность, а для евреев это сделали неприемлемым.
У святителя Василия Великого есть правило по этому вопросу. Епископ Иконийский Амфилохий писал ему о некоем священнике, который говорит, что не будет есть свинину вовек. И святитель Василий отвечал, что такой обет «достоин смеха»: либо он пусть не ест вообще никакого мяса, либо пусть ест мясо всякое, «ибо никое же создание Божие отметно (запрещено), со благодарением приемлемо (1Тим.4,4)», — заключает святитель.
Правда, есть периоды жизни, когда православные верующие не едят ни мяса, ни котлет (мясных, а они бывают и рыбные, и овощные, и чечевичные, и даже из кальмаров). Это — постное время. Пост нужен для тренировки души: посмотреть, где человек ещё властен над собой, а где он, как раб, подчинен своим страстям.
И душа, и тело любят жить удовольствиями, от всего получать наслаждение. Мясо — вкусная пища. Это тоже часть наслаждения. А суть поста — увидеть свое истинное состояние, укрепить свою волю, постараться научиться управлять своими пожеланиями, чтобы не они командовали человеком, а он ими. Чтобы можно было вслед за апостолом Павлом сказать: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12). А преподобный Амвросий Оптинский называл пост «святым оружием к обузданию страстей». Наши Оптинские и прочие русские великие старцы — неисчерпаемый источник мудрости, благости и жизненности. Но ограничимся одной цитатой: «…Всякое лишение и всякое понуждение ценится пред Богом, по сказанному во Евангелии: «Царствие Божие нудится, и нуждницы восхищают е» (Мф. 11: 12). И дерзновенно и самовольно нарушающие правило поста называются врагами креста, «имже бог чрево, и слава в студе их» (Флп. 3: 19). И в псалмах сказано: «Заблудиша от чрева» (Пс. 57: 4). Разумеется, — иное дело, если кто нарушает пост по болезни и немощи телесной. А здоровые от поста бывают здоровее и добрее, и, сверх того, долговечнее бывают, хотя на вид и кажутся худыми», — это слова преподобного Амвросия Оптинского.