Самые распространенные легенды телефонных мошенников
Телефонное мошенничество — наиболее популярная разновидность отъема у населения честно заработанных сбережений. По данным Центробанка, за 2023 год с телефонным мошенничеством столкнулись более 90% россиян, у тех, кто доверился аферистам, похитили более 10 миллиардов рублей.
Можно выделить несколько самых распространённых легенд мошенников.
Старейшая схема телефонного мошенничества, используемая по сей день и направленная преимущественно на лиц старшего возраста, — звонок с информацией о якобы попавшем в беду родственнике.
Сегодня телефонное мошенничество по этой схеме отягощает применение современных технологий, а именно имитация голоса «попавшего в беду родственника» с помощью искусственного интеллекта.
Другой вариант: звонящий сообщает, что ваш родственник стал виновником ДТП, попался с наркотиками или совершил другое серьезное правонарушение. Запугав собеседника, мошенники предлагают «договориться, чтобы избежать наказания», и тогда жертва мошенников переводит им деньги самостоятельно.
Следующая наиболее популярная схема — звонок от «службы безопасности банка». Жертве сообщают, что на ее имя оформлен кредит, и его прямо сейчас получает другой человек. Дальше просят подтвердить смену привязанного к банку номера телефона, поскольку сим-карта якобы скомпрометирована. Сменив номер, мошенник сможет получать смс-коды от банка уже на свой телефон и таким образом получит либо доступ к личному кабинету пользователя онлайн-банка, либо сможет взять быстрый кредит на имя жертвы.
Четвертая схема — звонок под видом сотрудника правоохранительных органов или Центробанка. Мошенники сообщают, что на жертву заведено уголовное дело, либо предупреждают об участившихся случаях мошенничества и просят снять наличные для перевода их на «защищенный счет». В этой ситуации мошенники также заинтересованы в первую очередь в получении доступа к банковскому счету жертвы.
Вот несколько советов, как не попасться на уловки телефонных мошенников:
- Никому и никогда не сообщать по телефону персональные данные и данные своей банковской карты;
- При звонке о кредите или запросе на смену телефонного номера, необходимо самому перезвонить в банк или оператору, чтобы уточнить информацию;
- При утере банковской карты или сим-карты незамедлительно ее заблокировать и перевыпустить;
- Установить на телефон специальные приложения, которые позволяют определять спам-звонки и рекламу, и, соответственно, не отвечать на них;
- Не переводить деньги на чужие счета по просьбе незнакомых лиц;
- Не доверять предложениям с необоснованно высокой доходностью — на три и более процента выше ключевой ставки ЦБ РФ.