Самые распространенные легенды телефонных мошенников

Финансы

Телефонное мошенничество — наиболее популярная разновидность отъема у населения честно заработанных сбережений. По данным Центробанка, за 2023 год с телефонным мошенничеством столкнулись более 90% россиян, у тех, кто доверился аферистам, похитили более 10 миллиардов рублей.

Можно выделить несколько самых распространённых легенд мошенников.

Старейшая схема телефонного мошенничества, используемая по сей день и направленная преимущественно на лиц старшего возраста, — звонок с информацией о якобы попавшем в беду родственнике.

Сегодня телефонное мошенничество по этой схеме отягощает применение современных технологий, а именно имитация голоса «попавшего в беду родственника» с помощью искусственного интеллекта.

Другой вариант: звонящий сообщает, что ваш родственник стал виновником ДТП, попался с наркотиками или совершил другое серьезное правонарушение. Запугав собеседника, мошенники предлагают «договориться, чтобы избежать наказания», и тогда жертва мошенников переводит им деньги самостоятельно.

Следующая наиболее популярная схема — звонок от «службы безопасности банка». Жертве сообщают, что на ее имя оформлен кредит, и его прямо сейчас получает другой человек. Дальше просят подтвердить смену привязанного к банку номера телефона, поскольку сим-карта якобы скомпрометирована. Сменив номер, мошенник сможет получать смс-коды от банка уже на свой телефон и таким образом получит либо доступ к личному кабинету пользователя онлайн-банка, либо сможет взять быстрый кредит на имя жертвы.

Фото: Shutterstock

Четвертая схема — звонок под видом сотрудника правоохранительных органов или Центробанка. Мошенники сообщают, что на жертву заведено уголовное дело, либо предупреждают об участившихся случаях мошенничества и просят снять наличные для перевода их на «защищенный счет». В этой ситуации мошенники также заинтересованы в первую очередь в получении доступа к банковскому счету жертвы.

Вот несколько советов, как не попасться на уловки телефонных мошенников:

  • Никому и никогда не сообщать по телефону персональные данные и данные своей банковской карты;
  • При звонке о кредите или запросе на смену телефонного номера, необходимо самому перезвонить в банк или оператору, чтобы уточнить информацию;
  • При утере банковской карты или сим-карты незамедлительно ее заблокировать и перевыпустить;
  • Установить на телефон специальные приложения, которые позволяют определять спам-звонки и рекламу, и, соответственно, не отвечать на них;
  • Не переводить деньги на чужие счета по просьбе незнакомых лиц;
  • Не доверять предложениям с необоснованно высокой доходностью — на три и более процента выше ключевой ставки ЦБ РФ.

amp-next-page separator