Не потратьте драгоценное время напрасно

Общество
Великий пост — один из самых ответственных периодов в жизни христианина.

Цель его — очищение души покаянием и подготовка к встрече главного христианского праздника Пасхи, или Светлого Христова Воскресения.

Великий пост длится 40 дней в воспоминание того, как Господь наш Иисус Христос после крещения в Иордане от Иоанна удалился в пустыню и пребывал там 40 дней в посте и молитве. Но чтобы подвиг Великого поста принес духовные плоды, Святая Церковь помогает своим чадам заблаговременно подготовиться к нему.

Основание необходимости соблюдать грядущий пост мы находим в Евангелии на примере Христа Спасителя, Который, после крещения на Иордане, сорок дней пребывал в пустыне (см. Мф. 4: 1–2) в посте и молитве. Также указание на необходимость поста в противостоянии действиям бесов находим в словах самого Христа. На вопрос учеников об исцелении бесноватого отрока Он ответил: «сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17: 21).

Каждая из четырех подготовительных Недель (так называются воскресные дни) имеет свой особый смысл. Предваряет их Воскресное евангельское чтение о Закхее. Этот человек был сборщиком податей, он собирал налог в пользу иностранного государства-завоевателя и не забывал о себе. Но душа Закхея страдала от неправды в его жизни. Услышав о Христе, он жаждал Его увидеть и обрести истину. Христос узрел эту жажду и Сам пришел в дом к Закхею-мытарю. Встреча с Господом преобразила душу грешника и полностью изменила его жизнь.

Так Святая Церковь учит нас, что цель прихода Спасителя в этот мир — войти в сердце каждого и спасти от греховной смерти. Но это возможно лишь при искреннем желании человека соединиться со Христом. Первое подготовительное воскресенье именуется Неделя о мытаре и фарисее.

Свое название она получила от евангельской притчи, которая читается в этот день на Литургии (Лк. 18: 10–14). Ее содержание следующее. В храм помолиться вошли два человека — гордый «праведник» — фарисей и смиренный «грешник» — мытарь. Первый в мыслях был наполнен восхвалением себя за свои «заслуги» и осуждением других, а последний в глубоком покаянии взывал: «Боже! Будь милостив ко мне грешному» (Лк. 18: 13). Он видел только свои грехи, свои неправильные поступки.

Фото: Shutterstock

Воспоминанием этой притчи Церковь учит нас, как надо готовиться к Великому Посту: первое — дух смирения, второе — осознать свою вину перед Господом и ближними, то есть увидеть свои грехи и покаяться. И никого не осуждать, чтобы самому не быть осужденным. Из содержания богослужения этого дня человек понимает, что гордость является сердцевиной многих наших грехов и удаляет от Бога. На всенощном бдении этого дня впервые звучит умилительное песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…», которое будет исполняться каждую субботу вечером в храмах до 5 Недели Великого поста. С этого дня на богослужениях мы слышим молитвословия из Триоди Постной.

Седмица после этого воскресенья по Уставу является сплошной, то есть в среду и пятницу пост отменяется, напоминая христианам о том, что Бог дает Свою благодать не гордым постникам, а кающимся грешникам. Второе подготовительное воскресение носит название Недели о блудном сыне.

На воскресной Литургии читается отрывок из Евангелия от Луки (15: 11–32), где повествуется поучительная история о младшем сыне некоего человека, по всей видимости, довольно зажиточного. Он совершил дерзкий для тех времен поступок — пришел к родителю и потребовал часть своего наследства. Отец отдал просимое. А так как в юном возрасте человек склонен предаваться во всей полноте чувственным наслаждениям, его постиг полный крах — он остался без денег, без крова, без пропитания.

Каждый человек совершает в жизни ошибки, но важно осознать свою неправоту. В молодости у всех проявляется стремление к самостоятельности и независимости, молодой человек тяготится заботой о нем старших. Самость — это корень всех грехов, это ловушка диавола, в которую он увлек первых людей, когда те были еще в раю: «Вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3: 5). Что и возжелала Ева, а за ней последовал и Адам.

Вот эта сеть диавола особенно захватывает молодых людей сейчас — освободиться от родительской опеки, от закона, от всего, что ограничивает мое «Я», — дайте мне свободу жить по своей греховной похоти. Но мы не должны прельщаться: мир нам не даст свободы, и здесь главное — осознать это и не отчаиваться, а помнить, что, несмотря на всю твою неправоту, у тебя есть Любящий Отец, Который ждет твоего возвращения и готов заключить тебя в Свои объятия любви.

Третья подготовительная Неделя называется Мясопустной, или О Страшном Суде. С этого понедельника и до Пасхи православные христиане не вкушают мясной пищи. Другое название — «О Страшном Суде» говорит о том, что Господь не только Милосердный Отец, но и Праведный Судия. Человек не должен забывать о своей ответственности за совершаемые дела и поступки, потому что ему предстоит дать ответ Богу за прожитую жизнь. В Евангелии перед нами предстает картина Страшного Суда, и на этом Суде будут оправданы только те, кто имел милующее сострадательное сердце и помогал страждущим.

Следующую седмицу в народе называют Масленицей. По традиции, начиная с понедельника, христиане пекут блины, ходят в гости и угощают друг друга, радуясь общению, а если были с кем-то ссоры, то примиряются. Эта седмица снова «сплошная» без поста, но мяса уже вкушать нельзя, а только растительную пищу, рыбу, молочные продукты и яйца. Однако Масленица — вовсе не время безудержного веселия. Богослужения этой седмицы уже вплотную приближают нас к Великому Посту.

Последнее Воскресение перед постом называется Неделей Сыропустной (верующие получают «отпуIст» на сыр, то есть заговляются на пост), а также Прощеным Воскресением и еще Адамовым изгнанием. В этот день Церковь вспоминает грехопадение первых людей и их изгнание из Рая, напоминает, какого блаженства мы лишились в результате преступления, совершенного первыми людьми. И чего можем лишиться из-за собственных грехов, если не принесем покаяния. А покаяться — это значит переменить свой злой нрав на добрый, примириться с ближними и попросить у всех прощения.

В заключение приведу слова преподобного Антония Оптинского о смысле поста. Он пишет, что главное во время поста «не брашен (пищи, яств) удаление, но злых отчуждение, удержание языка от празднословия и пересудов, охранение от раздражительности, похоти отложение и лжи и льсти удаление. И кто так постится, того пост приятен бывает Богу»...

Помоги и нам, Господи, не упустить драгоценное время, очистить свою душу слезами покаяния, умягчить ее любовью и милостью и, как блудному сыну, вернуться в Божественные Отеческие объятия!

amp-next-page separator