Христос — Свет миру
Почему о Христе сказано не просто как о Свете, а как о «Свете от Света».
Это выражение: «Света от Света, Бога истина от Бога истина» — говорит о том, что у Сына Божиего такие же действия, как у Его Отца. Потому что действие принадлежит всей Святой Троице — оно единое у Отца, Сына и Святого Духа и не разнится у Лиц Святой Троицы.
Для удобства собственного восприятия, мы можем толковать какие-либо действия Святой Троицы как разнящиеся. К примеру, мы знаем, что весь небесный и земной мир сотворён Богом — Святой Троицей. Но для удобства нашего понимания, мы, у святых отцов, находим определение Бога Отца — Первопричиной всего творения, Бога Сына — как Зиждителя (Создателя) всего сущего, а Бога Духа Святого — как Усовершителя. Однако при этом надо осознавать, что любое действие Лиц Святой Троицы, в том числе — творение мира — единое и нераздельное для всей Троицы.
В Символе веры подчёркивается та мысль, что Сын Божий и Бог Отец полностью равны, и поэтому используются святыми отцами Вселенского собора те же самые слова и в отношении к Сыну, и в отношении к Отцу: Свет от Света, Бог истинный от Бога истинного. Нам это важно потому, что этим указывается на то, что воплотился и стал Человеком‑Спасителем мира, именно Бог, Сын Божий, а не какое-либо другое творение.
Слова — «Света от света», опираются на евангельское изречение Господа: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8: 12). Если свет — это присутствие Бога в жизни человека, то тьма — полное отсутствие Его в любом проявлении. И такое возможно только по воле самих смертных, забывающих о своей бессмертной сущности в будущем веке, которой наделил их Творец. Если говорить образным языком Священного Писания: не отворить двери перед Христом, Который стоит пред дверьми и стучит (см. Откр. 3: 20), и не впустить Его в дом — в свою жизнь. И тот, кто хочет «ходить без Бога» — ходит во тьме (см. Ин. 8: 12).
«Тьма» — особое понятие в Евангелии: «свет» — это ведение Бога, а «тьма» — это неведение Бога. Так, когда первосвященники, начальники храма и старейшины пришли арестовать Христа, Господь им сказал: «Теперь ваше время и власть тьмы» (Лк. 22: 53). Они больше возлюбили тьму, неведение и ложь: они слышали слова Христа, видели Его дела, видели четверодневного Лазаря, которого Он воскресил, понимали, что это дело Божие, невозможное для обычного человека, хотя бы он являлся самым искусным врачом. И даже после такого явного чуда, они жаждали убить Иисуса. Христос мог призвать Себе в помощь легионы Ангелов, если бы только захотел бы это, но в данный момент Он попускает восторжествовать власти зла и тьмы.
Иисус Христос, Который — Свет миру, показывает каждому из нас, что нужно делать, чтобы быть с Богом. Но человек, даже если он старается жить по Евангелию, исполнять заповеди, всё равно не избегнет падений, неправильных действий, слов, мыслей. Эти отклонения свойственны всем нам, потому что в этом мире действует грех, которому подвержена вся тварь со времён грехопадения Адама.
Своей силой мы этого преодолеть не можем — только при Божьем содействии, а с нашей стороны должна быть решимость жить по заповедям, по тому духовному и нравственному закону, который дал Господь для всех людей. Бог всегда и всем оказывает помощь. Каждому из нас, без всяких исключений, Он желает «спастися и в разум истины приити» (см. 1 Тим. 2: 4). Если человек стремится к Богу, Господь обязательно споспешествует ему, ибо Христос, Свет истинный, «просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1: 9).
Но если человек к Богу не стремится, то Господь навязывать Себя не станет, так как дал человеку свободу выбора. Преподобный Анатолий Оптинский пишет: «Бог любит свободу: «Где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3: 17). Он насильно не станет тянуть к Себе и не пойдёт к вам в гости. Христос звал к Себе иудеев, никого не отвергал, обещая успокоить их у Себя: «Придите ко Мне все труждающиеся и обременные, и Я успокою вас» (Мф. 11: 28). Но когда к Нему не пришли, Он не стал тянуть насильно».
Святитель Николай (Велимирович), толкуя слова «Света от Света», подчёркивает, что нам «должно обращать внимание на своё просвещение Божественным светом, а уже потом — земной мудростью». Святитель обращается к людям неверующим, но образованным, которые знают разные науки, языки, искусство, профессионалы в своём деле, обладают многими навыками и умениями. Он им говорит, что человека можно тогда считать блаженным (то есть в высшей степени счастливым), когда он просвещён светом Христовым. И тогда человек будет счастлив не временно, а по-настоящему — навеки.
Человек может оказаться в сложной жизненной ситуации, когда никакая земная мудрость его не спасёт, и тот, кто опирается только на свои познания, окажется беззащитным. У всемирно известного датского писателя Ганса Христиана Андерсена, в его «Снежной королеве», есть пусть и сказочный, но точный пример. Снежная королева в сказке — олицетворение зла, себялюбия и равнодушия ко всему, что не приносит ей удовольствия. Когда Кай прицепил санки к карете Снежной королевы, та понесла его в своё ледяное царство. Лошади мчали всё быстрее, и Каю стало понятно, что происходит нечто необычайное и ужасное. Тогда он попытался вспомнить молитву «Отче наш», чтобы защититься ею — рассеять тот духовный морок, который навела не него Снежная королева. А молитва не вспоминалась. Вместо неё в голове Кая крутилась… таблица умножения! Которая, конечно, никак не могла помочь ему в этой ситуации.
Так и мы ежедневно получаем много разной информации, учим языки, осваиваем новые профессии, компьютерные программы, приобретаем интеллектуальные машины и тому подобное, но в духовно сложной ситуации это всё может не пригодиться, ведь у всего — своя область применения. Поэтому и призывает святой Николай Велимирович в первую очередь приобретать духовные знания.
Духовные знания — это молитва к Богу, это покаяние (отслеживание неправильного в себе, с христианской точки зрения, и взывания к Богу о прощении и помощи), это чтение Евангелия, святоотеческих книг, это посты, для укрепления своей воли в борьбе со страстями. Духовные знания обязательно должны быть соединены с практикой. Тогда все наши труды будут рождать в нас личный внутренний духовный опыт, который не просто защитит от зла в трудный момент. Духовные знания и опыт нужны для реализации той цели, ради которой человек был создан — ради соединения со своим Творцом.