Радоница — день поминовения

Общество
14 мая отмечается Радоница, день поминовения усопших.

В этом году Пасха поздняя, праздник Победы пришелся на Светлую седмицу, когда в храмах не совершаются заупокойные службы. Первый день поминовения усопших после Пасхи приходится на Радоницу, когда мы возносим молитвы Богу и об упокоении воинов. Тех, кто защищал наше Отечество в годы Великой Отечественной войны, и тех, кто отдал жизнь свою, принимая участие в Специальной военной операции в нынешнее время.

Когда я был маленьким, Великая Отечественная война была недавней историей. Все взрослые, которых я знал, испытали на себе тяготы и опасности того времени. Кто-то воевал, кто-то работал в тылу, растил детей среди лишений, тревог, многих трудов.

Те, кто родился позже, в пятидесятые и шестидесятые, росли в семьях, в которых старшие родные знали военное время отнюдь не понаслышке. Бывшие фронтовики жили рядом.

Потом ветераны и труженики тыла стали дедушками и бабушками, прадедушками, и теперь уже внуки и правнуки видят рядом с собой реальных участников той страшной войны. Но их мало осталось, и мы должны их помнить. Ведь они не только выиграли войну, но и своим трудом подняли практически лежащую в руинах страну после тяжелейшего военного противостояния, они были профессионалами уже в мирном труде, мастерами своего дела. В непростых условиях вырастили своих детей, а некоторые – не только родных, но и приемных. Эти люди могли починить или смастерить почти все. Они радовались встречам с родными за праздничным столом и не отказывали в помощи другим. Многие, бывшие солдаты различных видов войск, не любили говорить нам, детям, о войне и своих подвигах, они радовались, что настал мир.

Но когда ветераны собирались вместе, то мы слышали о войне даже от самых скромных, неразговорчивых. Кое-что, но очень глубокое и страшное, проскальзывало в разговорах. Немало вспоминали они в беседах с такими же участниками, прошедшими войну, о героизме солдат, об их любви к Родине, а находящиеся рядом младшие слушали и восхищались: сосед, дядя Ваня скромный, тихий, а какие подвиги совершал на фронте.

Были рядом ветераны – и можно было их расспросить, достать старые фотографии, сохранившиеся с военных лет, и задать вопрос: «Расскажи, где это снято, кто рядом, что там происходило, что помните?»

Да и вообще само присутствие рядом участника войны было жизненным примером, дававшим ребенку больше, чем тысячи правильных слов.

Время идет неумолимо. Почти все ветераны Великой Отечественной войны ушли из этой жизни. Растущие сегодня правнуки и праправнуки их никогда не видели. У них нет воспоминаний о прадедушке, который, будучи очень пожилым человеком со множеством болезней, все-таки находил силы с ними играть и всегда был им рад. Есть только фотографии в альбоме.

Фото: Shutterstock

И даже это не у всех, как не у всех участников войны были дети и внуки. Не у всех остались фотографии и письма. Выпускник школы был призван на войну, молодой, энергичный, а вернулся инвалидом, здоровье полностью восстановить уже невозможно. Ходил с заметной хромотой, еще немало недугов было. Работал истопником на фабрике. Жил в родном селе, жена была, детей не было. Фотоаппарат тогда был редкостью, да и сами фотографироваться не любили, если только на документы. Так что и фотокарточек не осталось. А человек был. Защищал свою родную землю, работал, но прямых потомков нет. Есть у сестры дети, и внуки, живут на земле родные люди, могут вспомнить по рассказам, а правнука фотографию показать не могут. Хорошо хоть имя помнят, могут помолиться.

Как сохранить живую память о ветеранах Великой Отечественной в сердцах следующих поколений? Как помочь им понять, что все прошедшие ту страшную войну – наши соотечественники, со своей непростой, но мужественной судьбой? Как помочь им помнить, что их старшие родные защищали свою страну, восстанавливали ее, жили достойно, в честном труде, преодолевая трудности? Старые фотографии, фотоальбомы – если они есть, не убирайте их надолго в дальние ящики, просматривайте с детьми, внуками время от времени. Рассказывайте сами о тех, кто на них запечатлен. Не жалейте времени ответить на вопрос: «Кто это? А это?»

Как быть, если и фотографий нет? Может быть, есть фото родных ветерана? И тогда можно начать разговор с них: «Вот бабушка Катя, твоя прапрабабушка. Она мама твоей прабабушки Нади. А у твоей прабабушки были еще два брата и сестра. Самый старший брат Иван…» И рассказ продолжится. Нет фотоснимков, но человек был, и он уже ближе – брат прабабушки, родной дядя бабушки. Если сохранились документы, они могут сделать бывшего участника войны гораздо ближе правнуку: «Вот аттестат с оценками за начальную школу твоего прадедушки. Аттестату скоро сто лет, представляешь? Сохраним его бережно – будешь сам потом своим детям показывать. А вот справка – твоего прадедушку направили на курсы шоферов как человека ответственного. Водил ли он потом машину? Нет… После контузии он перестал различать некоторые цвета – с таким зрением за руль садиться опасно для всех. А вот удостоверение на рационализаторские предложения – прадедушка очень хотел учиться, но раны напоминали о себе, одновременно учиться и работать здоровье не давало, а не работать и учиться он не мог – помогал растить оставшихся без отцов племянников».

Немало тех, у кого прапрадеды погибли совсем молодыми, их и дети живыми не помнят: очень маленькими были. У кого-то остались письма – и они дают живую историю. Прапрадедушка и прапрабабушка в них – интереснее всех героев фильмов и книг. А тогдашние малыши – нынешние очень пожилые бабушки и дедушки. Письма показывают сегодняшним юным, как, чем жили их старшие родные, какими были, что вынесли. А у кого-то и писем нет. И тогда – воспоминания из уст в уста. Возможно – какие-то предметы, сохранившиеся с того времени.

Как напомнить детям о их предках, которые выстояли в той тяжелой войне? Продолжить дела созидания. Вот старые яблони – твой прадедушка посадил их. А потом, когда яблони выросли, любил, когда мы собирались вместе за столом, пили чай и ели пироги с повидлом из яблок. И мы еще молодую яблоньку посадим.

Где прадедушка в послевоенные десятилетия проводил свободное время? Чаще всего – на огороде. Парники делал, землю на грядках к посадкам все вместе готовили. Он привык всю жизнь работать. И своя земля, на которой можно вырастить урожай, радовала его. И мы с тобой сейчас готовим грядку под помидоры. Если бы прадедушка был сейчас рядом, он бы одобрил нашу работу.

Мы живем в доме, который строили несколько поколений нашей семьи. Вот та большая тяжелая дверь – она еще от той бревенчатой избы, которую построили в начале прошлого века. Вот эту часть построил прадедушка через десять лет после войны. Вот эту террасу построили незадолго до твоего рождения. Немного подрастешь – и ты что-то сделаешь для твоего дома и всех родных.

Мы, нынешние взрослые, многое не спросили вовремя у ушедших от нас навсегда ветеранов, не сохранили, не сберегли, не запомнили, не знаем… Стоит честно сказать об этом детям и признаться, как сильно мы теперь жалеем, что были невнимательны, и попросить их запечатлеть в памяти, записать, сберечь то, что есть, что не потеряно, что известно, и со временем передать дальше – их детям, внукам и правнукам. Чтобы не стать иванами, не помнящими родства, ведь «народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего», – как говорил Михаил Ломоносов. Чтобы не повторять ошибок предшествующих поколений, чтобы не обесценить подвига всех пожертвовавших ради нас самым дорогим даром Бога – своей жизнью, будем помнить слова Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 13). А они, наши ветераны, в те страшные годы Великой Отечественной войны совершили этот подвиг любви, и сейчас уже их внуки совершают такой же подвиг на полях СВО, защищая Родину. Помолимся о них.

amp-next-page separator