Наши прошения
Бог не может не услышать. Он слышит всех, всегда, даже наше сокровенное, невысказанное, что мы не поверяем никому – слышит. Наглядный пример тому мы можем прочитать в книге Исход, когда Господь обращается к Моисею: «Что ты вопиешь ко Мне?» (Исх. 14: 15). Хотя нигде там не написано, что пророк Моисей стоит и кричит к Богу. Но тут надо понимать такую вещь: если просьба человека к Сердцеведцу и Промыслителю не повредит самому человеку, Господь ее исполнит. А если Бог видит, что выпрашиваемое у Него – худший вариант – Он не исполнит просьбу человека по Своей любви. Именно – выпрашиваемое. Прошение – это, как думается, нечто просимое со смиренномудрием.
Бывает и иначе, когда Бог и исполняет прошение человека, хотя это принесет ему испытания, – попускает случиться тому, о чем человек так молился. И это допускается для того, чтобы проситель понял, что ему полезно, а что вредно. Так он набирает опыт жизни. Потом набиваются страшные шишки, и человек понимает, что просил не то, кусает локти, но все уже совершено и приходится раскаиваться и терпеть мучительные последствия своих желаний. Еще больнее, если это задевает и близких людей, и их ввергает в страдания или переживания за непутевого просителя. Да, так бывает, потому что молитва – это не способ во что бы то ни стало добиться просимого, Бог – не старик Хоттабыч, чтобы выдернул волосок, произнес заклинание – и все случилось, а Любящий Отец, Который заботится о реальной пользе каждой бессмертной души.
В любой ситуации Бог ставит человека в лучшие для его спасения обстоятельства. Поэтому когда-то Он исполняет наше прошение, когда-то – нет. Тем более, что в Евангелии есть рассказ о неправедном судии, к которому обратилась вдова с просьбой защитить ее от ее угнетателей. В начале тот не реагировал на ее обращение, но затем всё же удовлетворил ее просьбу (см. Лк. 18: 1-5).
Бывает, что и Бог отвечает не сразу, но, тем не менее, Он говорит, что все равно надо просить и не унывать, как это делала та Евангельская вдова, помнить, что просящему дано будет. Господь говорит: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Лк. 11:9).
Можно вспомнить как пример правильного отношения к тому, о чем просим у Бога, Гефсиманскую молитву. Христос молился Отцу: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39. Вместо «чаши» мы можем подставить любое свое прошение. А финал должен быть только такой: «Но да будет воля Твоя», потому что Божия воля – это лучшее, что Он может для нас сделать. Бог лучше нас знает, что нам полезно. Нам надо стремиться в молитве приближаться к такой же установке. Здесь хотелось бы привести удивительное по глубине высказывание преподобного Иустина Поповича Челийского: «Не скорби, не получая тотчас от Бога того, о чем просишь. Он хочет доставить тебе большее благодеяние тем самым, что заставляет тебя с терпением долее предстоять Ему в молитве. Ибо что выше, как простирать беседу к Богу и объяту быть общением с Ним?» Добавить к этому нечего.