/ Фото: ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА

Опера для народа

Развлечения
По голосованию мировой критики, лучшим сценографом мира признан Дмитрий Черняков. За постановку «Сказания о невидимом граде Китеже» в Амстердаме и «Руслана и Людмилы» – в Большом театре. У нас «Руслана» освистали. Где правду искать?

Черняков сам оформляет свои спектакли, поэтому его режиссура от сценографии неотделима. Нравятся они или не нравятся - в его спорных постановках всегда много свежих мыслей. Но у нас же к классике относятся весьма своеобразно. Это как ангелов на лепных потолках особняков московского классицизма при советской власти год от года все красили и красили одной и той же масляной краской до потери черт лица. Попробуй, соскреби потом скальпелем.

Чтобы ставить, как Черняков, нужно много знаний, в том числе музыкальных. И много внутреннего переживания. Грубо говоря, режиссерской крови. В Европе это оценили. А на нашу публику, оравшую «на мыло!», Черняков, кажется, обиделся. Хотя Большой, где он когда-то, еще при Борисе Покровском, мальчишкой работал осветителем, чтобы изучить все спектакли в деталях, кажется, рад был бы любым его предложениям. Увы.

Но у тех, кто говорит, что опера умирает, я спрошу: покажите, где? На осенних премьерах было не протолкнуться.

«Новая Опера» – театр неровный, как американские горки, – показала «Каприччио» Р. Штрауса и в данном случае сделала «в ямку – бух!», не рассчитав усилий. В «Геликоне» – гала «Back in the USSR» – песни дедушек и бабушек, которым идеальное место в ЦПКиО. На фестивале «Территория» давали «Сны Минотавра» Ольги Раевой для хипстеров. Тусовка, однако, сполоборота начала сливаться с вялой катавасии, бесцеремонно стуча 15-сантиметровыми каблуками. Не помогло даже обещание в конце показать живую корову. После коровы вышел кланяться либреттист – писатель Владимир Сорокин, очень довольный. Тусовке не угодили, но проект протолкнули, галочку по «работе с молодежью» поставили. Мне нравятся эти слова – проект, кластер, тренд, ребрендинг… Виртуальная жизнь цветет и уже даже не пахнет.

А Большой театр наконец решил понравиться решительно всем: представил богатую, ничем не коробящую «Травиату» в постановке Франчески Замбелло, на которой новые русские женщины с упоением следили за судьбой несчастной содержанки. Сколько же у нас народа всякого и разного, и каждому – свою оперу подавай.

25 октября в Москву на конференцию «Сквозь железный занавес» приедут выдающиеся деятели мирового музыкального театра – договариваться, куда вместе пойдем, куда врозь, и чем меняться будем, чтоб жить стало еще веселее. Говорят, даже Черняков на ней появится.

amp-next-page separator