Адские страдания. Что это?
Но мы должны учесть, что эти образы страданий грешников в аду были актуальны сотни лет назад. Да, людей прошлых веков они устрашали, а по отношению к современному человеку это не работает. Сегодня никого не напугаешь мучениями со сковородками, а поэтому не надо пользоваться устаревшими воспитательными приемами. Дело в том, что такое описание мучений имело педагогическое значение, и суть всех этих образов заключалась в том, чтобы через страх перед мучениями человек мог принести раскаяние в совершенных грехах, очистить душу и прийти к Богу.
Что же касается вопроса существования ада и бесов — это не страшилки, а реальность. А сковородки и прочие орудия мучений — это, конечно же, метафоры, символы того, что пребывание человека в аду вместе с бесами невыразимо мучительно.
Но давайте разберемся, почему бесы мучают людей, и что является причиной этих мучений. Ад устроен не так, как рисуют на картинках. Эти мучения грешники испытывают в духовном смысле. И эту тайну нам приоткрывает святитель Феофан Затворник. Он говорит, что сами греховные страсти, которые живут в человеке, являются для него источником мучений. Например, страсть зависти: она грызет сердце. А кто из нас никогда не завидовал? Кто из нас не испытывал гордыни или обиды, когда эта гордыня уязвляется? Любая духовная страсть — гнев, уныние, печаль — будет доставлять страдание.
Неслучайно слово «страсть» происходит от слова «страдание» — корень один и тот же. Кроме духовных, существуют телесные страсти. Как быть с ними? Ведь, казалось бы, человек же не страдает от того, что он вкусно поел (если он не пресыщается). Употребляющий наркотики не всегда страдает от веществ, которые он себе вводит. Курильщик не всегда страдает от курения. Бывает, что его здоровье от этого расстраивается. Но если он курит в меру, он может не испытывать телесных страданий. Люди, которые ведут нецеломудренную жизнь — не страдают по плоти. Наоборот — им хорошо от той разгульной жизни, которую они ведут.
Все страсти — и телесные, и духовные — приводят к страданию души. Но страдания наступят тогда, когда не будет тела, потому что душа привыкла к тому, что она получала через тело определенные эмоции. Когда человек грешит — например, совершает плотской грех, то наслаждается не только тело, но наслаждается и его душа, радуется тому греху, который совершает человек через тело. А теперь представьте себе, что тела не будет, а душа хочет продолжать радоваться этому как прежде, получать то же наслаждение. Но это уже невозможно. А других источников радости она не имеет.
Она не умеет радоваться общению с Богом в молитве, не умеет радоваться ничему духовному, а вся ее радость — в телесных наслаждениях — от вкусной еды, отдыха, утешений плоти. Или — в телесно-душевных удовольствиях: путешествиях, осмотре новых мест, музыкальных концертах, просмотре новых сериалов, прожигании жизни.
Но когда человек умирает, и душа его отделяется от тела, то греховные привычки души, к которым пристрастился человек, требуют своего удовлетворения. А тела нет, чтобы их удовлетворить. Тогда душа начинает томиться и страдать.
Поэтому не нужно винить дьявола и его слуг — бесов за то, что они мучают человека. Человек оказывается, по мысли святителя Феофана, сам для себя источником вечных мучений. И Церковь, в Таинстве Крещения, исповеди, других Таинств, как раз дает возможность человеку освободиться от действия этих страстей и прийти в состояние мира, устремленности к Богу.
Многие религии, философские системы, современные психологи стараются помочь человеку обрести мир, но к обретению этого «мира» предлагаются ложные пути. Православие предлагает истинный путь для обретения душевного мира — в единении со Христом. Но это путь подвига, внимательного отношения к своему внутреннему состоянию, путь борьбы со своими греховными страстями. И без Христа, вне Церкви победить эти страсти невозможно. А ведь именно они, укоренившиеся в человеческой душе, являются источником будущего вечного мучения.