От ликбеза к научным знаниям

Общество
8 сентября — Международный день грамотности, учрежденный ЮНЕСКО в 1966 году. Казалось бы, что за проблема?

В нашей стране благодаря программе ликбеза, принятой после революции, достигнута абсолютная грамотность. Высок и уровень высшего образования — 23 процента населения. По данным ООН, Россия находится на ведущих позициях по рейтингу человеческого потенциала, ключевому экономическому показателю.

Грамотность в России к началу Первой мировой войны составляла всего 27 процентов. Это определяло технологическую отсталость, влияло на боеготовность армии. Достижения советской власти в борьбе с неграмотностью неоспоримы. Согласно переписи населения в 1939 году грамотность составила уже 90 процентов. Без ликбеза индустриализация в СССР была бы невозможна. В начале 1960-х, когда состоялся прорыв в космос, президент Джон Кеннеди признал отставание США от СССР в образовании катастрофичным.

Нам трудно поверить, но в XXI столетии школьное образование является бесплатным и обязательным менее чем в 50 странах. В мире 770 миллионов взрослых, то есть каждый десятый, остаются неграмотными. 600 миллионов детей не достигают минимальных навыков чтения и счета. Манипулировать темными массами куда проще.

На первый взгляд, далекие от нас проблемы. Но в современном мире образование превратилось в политический инструмент. Развитые страны приглашают в свои университеты студентов из стран третьего мира, это надежный путь к политической ориентации национальной элиты. Во многих странах с ностальгией вспоминают СССР, где учились инженеры и врачи. Россия восстанавливает образование для иностранных студентов. В СССР в лучшие годы учились 25 тысяч иностранцев, в России — 33 тысячи. В прошлом году Университету дружбы народов возвращено имя Патриса Лумумбы, снятое с вывески в 1990-е годы. В ряде стран Африки создаются школы с преподаванием на русском языке.

Фото: Пресс-служба мэра и правительства Москвы / Максим Мишин

Знатоки поэзии напомнят слова Пушкина: «Как уст румяных без улыбки, без грамматической ошибки я речи русской не люблю». Но это едкая ирония. Если серьезно, бесконечные реформы образования привели к падению грамотности школьников. Фраза «Мы на ашипках учемся», которую высмеивали в «Ералаше», встречается в реальности.

На днях ряд престижных университетов выступили за то, чтобы ЕГЭ по русскому языку при поступлении на инженерные специальности остался в виде зачета, а проходной балл формировали профильные предметы. Всероссийский съезд педагогов-физиков предложил Минобрнауки внедрить изменения уже в 2025 году. Эксперты соглашаются с идеей, замечая, что торопливое принятие новых правил станет проблемой при подготовке к ЕГЭ.

Идея напоминает жалобы простофили Митрофанушки из «Недоросля» Фонвизина на ненужную науку географию, поскольку кучер куда надо довезет. Грамотность — это общая культура любого специалиста, который не может быть односторонним, как вскочивший на щеке флюс. Без грамотности творческий ум неизбежно чахнет. Подстройка под деградирующее образование — это стратегическая ошибка.

В современном мире грамотность и знания стали производительной силой. Источником стабильного будущего являются не деньги, а человеческий мозг и знания. Жизнь удобряют знаниями — и тогда жизнь имеет шанс превратиться в праздник. Но этот путь доступен только грамотному человеку. Как говорил мудрец Бэкон, мы стоим ровно столько, сколько знаем.

amp-next-page separator