/ Фото: «Вечерняя Москва»

Строевой смотр

Развлечения
Помните кадры кинохроники: Черчилль идёт вдоль строя советских солдат, с мрачной задумчивостью всматриваясь в их лица?«Что за люди такие…»Книга «Русские» издательства «Астрель» напоминает мне о том Черчилле. У нескольких знаменитых и просто хороших писателей спросили: о чём вы думаете, когда слышите слово «русские»? Ответить можно одним рассказом.

Их получилось много, попробую составить свой «топ-файв».

«Хозяин» Алексея Серова – история о том, как простой заводской рабочий схлестнулся с директором. Много ли сегодня о заводской жизни пишут? Мы уж и забыли, что есть такое. Оказывается, есть. Рассказ – метафора нашей жизни: кто на русской земле хозяин? Читаешь – и светлее становится на душе.

«До свидания, Солнечный город» Алексея Рамаса – фантазия на тему, как сложилась бы судьба Носовских персонажей, переживи они детский возраст и окажись в современной России. Злой, политически некорректный текст. Но сомнений не возникает, – именно так и сложилась бы. Рассказ, определённо, будет «гвоздём» - всё же родом из детства.

«Регион деятельности» Романа Сенчина – неброская, но очень мощная вещь, сопоставимая по масштабу с «Одним днем Ивана Денисовича». Тогда Солженицын не просто «написал про ГУЛаг» – он открыл для нас образ нового советского человека, который вкалывает за похлёбку, вот что было свежо.

Рассказ Сенчина – об одном дне чиновницы нефтегазовой компании. Бизнес, сращенный с государством, что может быть скучнее? Вроде уж про это писали… Писать-то писали – да всякую дребедень и чушь. Сенчин же подарил эту тему классической русской литературной традиции.

Он не жалеет свою героиню, совсем не жалеет, но читатель сам находит в себе… не силы, нет, а неожиданную для себя самого щедрость это сделать. И, кстати, не такое уж это маловажное и безынтересное явление в современной жизни – чиновник. Всяко поважнее «хипстера», которым все уши прожужжали уже.

«Может, не заезжать» Анастасии Емельяновой – чеховская история про двух стариков, один из которых успешен («толстый»), а другой по всем статьям «тонкий». Они не виделись много лет. Что способна изменить встреча – в жизнях, которые почти прожиты? Ничего. Но мир читателя эта встреча переворачивает. Рвет душу, судорогой сводит горло. Отправляет пробежаться – кого поплакать, кого покурить.

«Воскресение» Максима Яковлева, последний рассказ сборника. Распрямляющий грудь выдох. Возрождение, когда уже не ждали. Божье чудо. Новая жизнь. Именно такой и должна быть точка, финальный титр. Вместо слова «конец» – начало.

Так вот, пунктиром, по головам «звезд» (вроде Юрия Полякова и Захара Прилепина, фантастов Олега Дивова и Александра Зорича), от приятного и смешного – до высокого и величественного выстроился для меня сборник.

Если захотите почитать, отговаривать особо не буду.

amp-next-page separator