Когда привыкаешь к хорошему

Общество
Лето в этом году было теплым и долгим. Осень расщедрилась и уступила лету не только сентябрь, но и часть октября.

Безусловно, такое долгое настоящее летнее тепло, когда на календаре уже осень, непривычно для наших мест.

В сентябре и даже в начале октября мы продолжали ходить в летней одежде. Цветы, которые обычно цветут в самом начале лета, раскрылись снова. Знаю, что кое-где успели земляникой в октябре полакомиться.

Но лето не может длиться круглый год. Осень вступила в свои права. И сделала это решительно: совсем недавно было летнее тепло, а сейчас погода за окном вполне соответствует середине октября. Осень становится все более золотой — как и бывает в это время. Солнце мы видим гораздо реже. Сероватое небо, туманы, пасмурная погода, частые сильные дожди и первый снег — все это традиционные составляющие октября.

Погода всего лишь стала привычной для этого времени года, вернулась к норме. И кто-то это понимает. И фотографирует каждый день меняющиеся деревья и кустарники, любуется теплым разноцветьем парков и лесов, смотрит на золотые листья на уже по-осеннему темнеющей воде рек и прудов. А еще вспоминает лучшие осенние картины художников и множество красивых стихов об осени, которая, как известно, была временем особого вдохновения.

Да и вообще со временем и опытом взрослый человек понимает, что у природы действительно нет плохой погоды, что это не просто слова известной песни из не менее известного фильма, а очень верное наблюдение.

Но немало тех, кому не хочется смиряться с тем, что летнее тепло позади, что погода вернулась к тому, что и должно быть в это время. И многим даже обидно, что летнее тепло длилось так долго, но все-таки кончилось. Как будто оно могло стать круглогодичным. Но Господь всё сотворил «во благо» человека (см. Пс. 85:17), времена и сроки держит «в Своей власти» (Деян. 1:7) и «благочестивым даровал мудрость» (Сир. 43:36).

Фото: Анатолий Цымбалюк / Вечерняя Москва

Как это отражает разные жизненные ситуации и отношение к ним. Вспоминаю историю. Сразу после института девушка попала в очень хороший рабочий коллектив. В нем подобрались хорошие, отзывчивые люди, которые были профессионалами своего дела. Они неизменно доброжелательно относились к новой молодой сотруднице, помогали освоить что-то для нее новое, терпеливо отвечали на все вопросы, деликатно что-то советовали. Ее успехи не оставались незамеченными. Ее ошибки вовремя замечали и подсказывали ей, как исправить, или включался в процесс вместе с ней кто-то более опытный — во всех случаях это решалось на этапе, когда все можно привести к нужному результату, и никаких плохих последствий не было.

В такой хорошей атмосфере девушка быстро поверила, что она все умеет, у нее все везде получится, коллективы везде не хуже, а ей пора найти работу получше. Через некоторое время она перешла работать в другое место. И была удивлена, что там все по-другому. Принимая на работу дипломированного специалиста уже с опытом работы, руководство рассчитывало, что этот специалист может спланировать и выстроить свою работу самостоятельно — в соответствии с задачами. Коллеги, у которых были свои объемы работы, занимались ею, а не спешили на помощь новой сотруднице, справедливо полагая, что, приложив некоторые усилия, она справится сама. От сотрудницы ждали ответственности, самостоятельности — например, что она будет сама проверять свою работу после ее выполнения, чтобы вовремя заметить ошибки, если они есть, а также что она сама будет способна исправить эти ошибки. Новый коллектив не был плохим. Начальство не старалось к кому-то придраться — требования его были абсолютно обоснованными. Коллеги не были злыми — они справедливо считали, что каждый сотрудник, образование которого соответствует тем рабочим задачам, которые он решает, способен сделать свою работу самостоятельно, а не рассчитывать, что за него кто-то что-то доделает или переделает. Коллектив, подчеркну, не был плохим. Он был совершенно нормальным, в нем можно было работать. Но девушка привыкла к другому. И не хотела понимать, что это с первым рабочим коллективом ей необыкновенно повезло, а второй был таким, каким он и предполагается.

Бывает, что родители, желая дать уже выросшим детям больше времени на учебу, на отдых («когда еще гулять, если не в молодости!»), берут на себя все бытовые, хозяйственные заботы. И кто-то из сыновей и дочерей это понимает и говорит: «Я столько времени могу посвятить любимому делу, потому что мама взяла на себя всю бытовую рутину. Я так ей благодарна». И такая дочь все-таки берет на себя часть бытовых дел, а со временем, когда помощь будет нужна постаревшей маме или ее собственным детям, она так же, как сейчас мама, возьмет большую часть рутины на себя — она знает и не забудет мамину любовь и заботу и сама подарит любовь и заботу близким. Молодой человек, который учится сразу в двух учебных заведениях на двух интересных ему специальностях, осознает: «По дому я не делаю ничего. Прихожу на все готовое. Спасибо родителям, они поняли, как мне сейчас важно освоить обе специальности, и сказали, чтобы я учился, а у них пока силы есть, они справятся». И девушка, и юноша понимают, как много делают родители для того, чтобы выросшие дети освоили специальность мечты, стали профессионалами. Они благодарны за это. И со временем, как только время напряженной учебы пройдет, будут брать на себя больше дел.

А кто-то привыкнет к удобной для себя ситуации. И так и будет ждать, что все хозяйственные, бытовые, порой очень рутинные, но нужные дела за него будет делать кто-то другой.

Бывает, что обстоятельства складываются необыкновенно хорошо для нас. И кто-то поблагодарит Господа, а кто-то быстро привыкнет к хорошему и начнет возмущаться: «Разве так будет не всегда?» Рядом с нами оказываются необыкновенные люди, очень хорошие, очень достойные. И мы вместо того, чтобы благодарить Бога за то, что такие люди встретились нам в жизни, очень быстро начинаем роптать: «А разве не всегда теперь нам будут попадаться такие люди?» или «Ну и что, что я не замечал и не ценил? Куда подевался тот человек? Или почему изменился?»

Лето этого года в прошлом. Зато в настоящем — осень, золотая, туманная, дарящая вдохновение. Не будем роптать, а порадуемся. Тому, какое Господь теплое и долгое лето дал нам, и тому, как по-своему прекрасна в этом году осень.

amp-next-page separator