Зачем Бог все творит
Отцы-составители символа подчеркивают, что мы поклоняемся именно Тому Единому Богу, Который все сотворил, и никакому другому. Господь все совершает по Своей любви, по желанию даровать счастье бытия другим существам. Ради этого Он создает все из небытия, всему дарует жизнь, счастье наслаждаться творением, любить, способность познавать Своего Зиждителя.
Вначале Бог сотворил небо — это Ангельские силы. Потом — землю. Это — вся Вселенная, мириады звезд, планеты, наша Земля, все, что на ней. Наконец, в самом конце Мироустроитель творит человека, который имеет и духовную природу, сродную ангелам, и телесную, подчиненную материальным законам.
Разве Бог не знал, что многие свободные существа, которых Он создаст, отпадут от Него? И Ангельские силы — треть их отпала от Бога. И человек — венец Его творения, часть Его живоносного дыхания и житель «насажденного рая в Едеме» (см. Быт. 2: 7-8) — станет его изгнанником. А потом началась земная человеческая история, наполненная войнами, страданиями, убийствами, самыми тяжкими преступлениями. Зачем Бог все же осуществляет свой замысел, предвидя, что и небо, и земля взбунтуются против Него?
Господь знал, что будет отпадение многих ангелов — их восстание против Своего Творца. Знал, что и первые люди уйдут от Него. Но Бог так же знает, чем в итоге закончится вся мировая история. В конце времен будут страшные грандиозные события — то, что изложено святым Иоанном Богословом в книге Откровение: почти все люди потеряют веру, случатся моры, глады, землетрясения и другие страшные события.
Но это — тоже только этап, который должен завершить земную историю. Потом явится новая земля и новое небо, и горя уже не будет. Это — истинный финал истории грехопадения и начало новой жизни в вечности. Именно к этому бытию Бог приведет все Свое творение, когда произойдёт воскресение мертвых, Страшный Суд, когда все, кто хочет, восторжествуют с Богом, а зло будет побеждено. К этой цели Бог ведет мир, и эта цель — благая.
Останутся ли люди вечно мучиться в аду? Если дьявол и иже с ним уже сделали свой выбор, то человек свое будущее выбирает для себя сам. Ему для этого дана земная жизнь. Каждый человек обладает свободой выбора, и по своей воле распоряжается, как ему жить. Сам же Бог никому не хочет погибели, и Он никого не творил на погибель. А если человек сам принимает решение жить отдаленно от Бога — а это значит, в аду — то он реализует данное ему право свободы.
Казалось бы, кто же выберет жизнь для вечных страданий? В то же время мы знаем, что дьявол уже пребывает в таком состоянии. Самость, неприязнь Творца мучает его с момента отпадения. Он предпочитает жить в испепеляющей его же злобе, мучениях, лишь бы не с Богом. Если бы дьявол в момент своего отпадения осознал участь богооставленности, покаялся перед своим Создателем, то Бог бы его простил и принял. Потому что каждому сотворенному существу Создатель желает блага и спасения.
Творениям, созданным свободными, Господь дает способ прийти к благу — возможность познания Бога, уподобления Ему. И человеку Господь дает жизнь для того, чтобы мы познавали Его. Это — главное предназначение человека. Если бы Творец не заложил в нас стремление познавать Его, не «вдунул» в человека разумную душу, то мы и не могли бы это делать.
Мы бы и верить не могли, если бы Бог-Отец не заложил в нас эту способность. Вера, как семя, всевается в нашу душу, и это бесценный дар, который получает человек: «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6: 44). Человек может придумать себе оправдание: Бог меня не привлек к Себе, поэтому я неверующий. Но Господь, дающий жизнь всему, хочет и всех нас спасти и привести к вечной жизни. Просто Господь всевает семя жизни, а человек волен ответить и взрастить это семя или не ответить. Это уже — во власти самого человека. Так что речь не о том, что Бог кого-то привлекает, а кого-то нет. Он притягивает божественной любовью к Себе абсолютно всех людей. Жаль, что эта любовь не всегда взаимна.
Чтобы нам были более понятны эти реалии, святые отцы приводят образ семени, заимствованный, из евангельских притч Спасителя (см., напр., Мф. 13: 3-9 или Мк. 4: 26-32): как земледелец сажает в землю семя и потом тщательно заботится о том, чтобы оно взросло и дало плод, так же и Бог в душу каждого человека всевает некое семя — способность познавать Его, двигаться к Нему. В течение всей нашей жизни Создатель заботится об этом зернышке веры — посылает нам Свою помощь, людей, обстоятельства, в том числе и испытания, которые могут помочь нам прийти к познанию Истины. Но главное, успех произрастания веры зависит от человека, его свободной воли: хочет ли он участвовать в этом процессе, помогает ли он Богу взращивать это семя. Если нет — оно иссыхает и увядает. Насильно Бог никого в Царство Небесное не влечет. Он уважает свободу, которую даровал потомкам Адама.
Представим ситуацию: если бы было у человека не семя, над которым еще только надо трудиться, чтобы оно дало плод, а уже готовое неоспоримое знание о Боге, которое являлось бы ясным и очевидным для каждого живущего на земле, что мощнее и сильнее Бога нет никого. Что Он — Творец, Судия, Податель жизни, благ, счастья. Тогда с одной стороны, не было бы неверующих, атеистов и так далее. И это хорошо. Но с другой стороны, у человека не было бы свободы выбора. А Бог никаким образом не посягает на свободу человека. Так что каждый из нас по своей собственной свободной воле должен прийти к осознанию Любви и Правды.
Как-то один из адресатов святителя Феофана Затворника написал ему в письме, что «Бог создал человека для общества». Святитель ему ответил, что такая мысль не совсем верная, потому что Господь создал человека для того, чтобы он общался с Богом. Это — главная цель творения человека. А вот чтобы вступить в это общение с Господом, укрепиться в нем, человеку надо прожить коротенький момент на земле. Одному прожить ему здесь трудно. Поэтому, чтобы облегчить его труды, Господь дает ему общение с другими людьми. Но это никак не главное. Главное — это постоянно устремляться к Богу.
Мы должны осознавать, что все нас так увлекающее — и наши земные приятные дела, и трудности, с которыми мы боремся, и наши радости путешествия и общение с друзьями, — все это временные ценности. Они не должны становится для человека более важным, нежели движение к Богу.
Порой люди даже не задумываются о том, что эти ценности временные, и отдают все силы на служение им. Правда есть такие, которые узнав о Боге, начинают духовную жизнь, но не на долго. Почитав немного Евангелия, сходив пару раз в храм, вскоре все духовные упражнения бросают. Почему это происходит? Потому что внутренняя работа — это работа долгая и напряженная. Сколько времени и сил мы тратим, чтобы вырастить урожай? Месяц, два, а то и три, только потом идем его собирать. Посадив яблоню, мы ждем два-три года, чтобы попробовать первое яблочко. Так и в духовной жизни, нужно не раз или два сходить в храм, или не две или три молитвы прочитать, а нужен постоянный труд, нужна каждодневная молитва и постоянное памятование о Боге, только тогда может прийти.
Даже если кто-то строит свой бизнес годами, — тоже, казалось бы, долго, он при этом видит какой-то процесс, подвижки, и это греет его душу. Занимаясь духовной работой, мы видимых (внешних) подвижек не увидим, потому что духовная работа — работа внутренняя. Иногда мы видим, начали копать котлован под большое здание, и через 6-7 месяцев оно построено. Но потом год, другой идет его внутренняя отделка, ее мы не видим. А сколько архитектор работал над проектом? Этого мы тоже не видим, потому что это работа внутренняя. Так и духовная работа.
Человеку хочется «здесь и сейчас» что-то получить от своей деятельности, а когда этого не происходит, наступает охлаждение, нежелание вкладываться в процессы, выгодность которых неочевидна.
Однако все понимают, что в жизни могут быть разные, далеко не радужные обстоятельства: сокращение по работе, неожиданная болезнь, операция, необходимость срочно помочь кому-то из родственников и так далее. Человек понимает, что у него должны быть средства на подобные непредвиденные расходы и заранее создает финансовую «подушку безопасности». А то, что он в любой момент может покинуть этот мир, ему не приходит в голову. Но если мы стараемся подстраховывать себя в настоящем, то надо и о вечности позаботиться, надо думать не только о земной подушке безопасности. Для этого надо хотя бы разумом, если душа не откликается и погружена в свою суету, постоянно возвращать себя к этим мыслям: что нужно сделать сейчас, чтобы жизнь в вечности не оказалась адской мукой. И помогут нам в этом частые воспоминания о десяти евангельских девах, из которых «пять было мудрых и пять неразумных» (Мф. 25: 2). «Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих» (Мф. 25: 4). Елей здесь — это «инвестиции» в жизнь вечную: добрые дела, молитвы, сострадание ближним, любовь к ним и все прочее, что делает человека человечным в духе Евангелия. А «неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла» (Мф. 25: 3). То есть, внутренне были пусты, суетливы, поверхностны. Чем история закончилась, известно всем — на брачный пир были взяты лишь подготовившиеся заранее. «Приступим, свещеноснии, исходящу Христу из гроба яко жениху, и спразднуим любопразднственными чинми Пасху Божию спасительную» (канон Пасхи, п. 5, гл. 1).