Легко дадут кредит Раскольникову

Общество
23 октября профессиональный праздник отметили работники рекламы. Их креативные решения часто становятся «мемами», как говорит молодежь, и входят в информационное поле порой против нашего собственного желания.

И кстати, «мем» отнюдь не порождение интернет-культуры — формат емкой подписи под яркой картинкой придумал Владимир Маяковский, который в свое время создал много рекламных плакатов. Сейчас услышанные мимоходом песенки и слоганы видеороликов «заседают» в голове настолько, что порой раздражают. Но ведь и цель талантов маркетинга в том, чтобы создать прочные ассоциации в голове потенциальных потребителей. И есть в этой непростой науке главный прием — обращение либо к популярным историческим событиям, либо к культурным произведениям. Однако сделать это можно разными способами. Совсем недавно появилась реклама популярного банка, где любовь Онегина и Татьяны закончилась хеппи-эндом, потому что девушка оформила кредитную карту и засияла в высшем свете так, что отвергнувший ее кавалер моментально осознал свою ошибку. В той же серии роликов Раскольников остановил злополучный топор, потому что добрый сотрудник банка рассказал ему о возможности рефинансировать долг. Лихо, не правда ли? Цели рекламщики добились, внимание привлекли, поиздевавшись знатно над классикой, а те произведения, которыми мы гордимся, опошлили до невозможности, так, что противно видеть.

Фото: shutterstock

Есть большая разница не только в том, что использовать, а в том как. В 1990-е годы Тимур Бекмамбетов снимал ролики для банка «Империал». Получился целый исторический сериал. Были ироничные серии о том, как Суворов отказывался есть в пост до первой звезды, а Екатерина Великая прямо за обедом распорядилась вручить ему орден со звездой. Большинство же роликов было просветительскими — зрителей знакомили с тем или иным сюжетом из богатой всемирной истории. Никаких примитивных песен и глупых концовок, где кто-то оформляет кредит или бежит вкладывать сокровища под выгодные проценты.

Снобизм тут ни при чем, но нетрудно заметить разницу в том, кто раньше создавал рекламу: известные поэты, художники, режиссеры. Обращаться к истории и культуре для привлечения внимания к крупным компаниям никто не запрещает. Но стоит подумать о том, чтобы это не стало глупой лубочной поделкой, а было и вправду оригинальным и творческим решением. Реклама же не только продает товар, но и становится частью массовой культуры. При таком раскладе, увы, глупых персонажей, пусть и в красивых исторических костюмах, аудитория не полюбит, да и доверия бренд, который позиционирует себя так поверхностно, думаю, не вызовет.

amp-next-page separator