Особенное отличие

Общество
Екатерина II 7 декабря 1769 года учредила Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Первые ордена в русской армии появились при Петре I.

Орден Святого Георгия — высшая воинская награда, предназначенная для офицеров. Не надо путать орден Святого Георгия с Георгиевским крестом, который был учрежден в 1807 году для низших чинов. Известен случай награждения генерала. Георгиевский крест получил любимец Суворова Милорадович в битве под Лейпцигом за сражение в пешем строю рядом с солдатами. «Ты не только отец, но и друг солдата», — сказал император. Генерал и кавалер солдатского креста был убит во время восстания декабристов.

В статуте ордена Святого Георгия сказано, что «не берется в уважение высокая порода, а единственно исполнение обязанности по чести и долгу, но сверху сего ознаменование Российского оружия особенным отличием».

Орден имел четыре степени. До Октябрьской революции его получили 10 тысяч офицеров, а высшую степень — лишь 23 офицера.

Первым кавалером стал подполковник Федор Фабрициан, который в 1769 году с отрядом гренадеров в полторы тысячи штыков разбил турецкий отряд в 7 тысяч человек.

Список кавалеров ордена — это история русско-турецких войн. Первым кавалером ордена I степени в 1770 году стал полководец Петр Румянцев-Задунайский. Великая неблагодарность потомков — его имя не украшает школьные учебники. Благодаря его победам был заключен Кючук-Кайнарджийский мир. К России отошли Азов и Керчь, а Крымское ханство стало независимым от Османской империи. Еще полшага — и Крым войдет в состав России. Сыновья фельдмаршала создали в Москве замечательный Румянцевский музей, известный теперь как дом Пашкова, фонды которого в советское время были переданы Российской государственной библиотеке имени Ленина.

Фото: Кирилл Зыков/ АГН «Москва»

Полными кавалерами ордена Святого Георгия за полтора столетия стали всего четыре военачальника — Михаил Кутузов, Михаил Барклай-де-Толли, Иван Паскевич-Эриванский и Иван Дибич-Забалканский. Два генерала — герои войны с Наполеоном, их фигуры стоят у Казанского собора в СанктПетербурге. Но Иван Федорович Паскевич и Иван Иванович Дибич были незаслуженно забыты, хотя их вклад в историю России неоценим.

Паскевич во время Кавказской войны сменил на посту командующего легендарного Алексея Ермолова. Победы Паскевича над Персией и взятие Эривана привели в 1828 году к Туркманчайскому миру. В Российскую империю вошли территории современных Азербайджана и Армении. В Персию был направлен русский посланник Александр Грибоедов. Дальнейшее известно.

Иван Дибич во время войны с Наполеоном перекрывал дорогу на Санкт-Петербург. В 1825 году он предупреждал о подготовке восстания, а затем лично руководил арестами декабристов. Карьера складывалась блестяще, Дибич дослужился до начальника Генерального штаба. Но труба звала в поход. Дибич уехал в действующую армию и отличился на Балканах. Одна за другой сдавались турецкие крепости, а после падения Варны был подписан Адрианопольский мир. Турция признала присоединение к России Грузии и уступила все Черноморское побережье от устья Дуная. В том числе наш любимый Сочи.

После победы над турками генерал-фельдмаршал Иван Дибич, учитывая его опыт с декабристами, был направлен в Польшу, где восставшие свергли наместника Царства Польского великого князя Константина, которого когда-то декабристы прочили в цари. Генерал Дибич разбил поляков, но скоропостижно умер от холеры, охватившей русскую армию. Через две недели от холеры умер и великий князь. А в Польшу прибыл новый командующий русскими войсками генерал-фельдмаршал Паскевич.

amp-next-page separator