Соколов-Митрич. / Фото: «Вечерняя Москва»

Сбой в сети

Общество
Три года назад я писал колонку о том, как все мои друзья забрасывают телевизоры на шкафы и накрывают их тряпочкой. Из этого наблюдения я сделал поспешный вывод о том, что традиционному зомбовещанию наступает капец. Какое-то время телевидение еще посмотрят старички и старушки, а потом подрастем мы, умные люди, которые предпочитают пользоваться интернетом и вообще — на короткой ноге с мировым разумом.

Но вот прошло три года — и что я вижу? Друзья снова расчехляют телевизоры, ложатся на диваны и смотрят всякую дрянь. Я сам все чаще беру в руку пульт, гуляю по каналам и смотрю такое, что даже стыдно признаться. Уважаемый мировой разум, что все это значит? Что это с нами происходит? Мы же вроде умные, продвинутые люди... Ну, чего ты молчишь?

Пока мировой разум соображает, я расскажу одну историю, которая приключилась в моей ванной комнате.

Когда я делал ремонт в своей новой квартире, то долго ломал голову, какой инструмент для мытья туловища установить в санузле — ванну или душевую кабину. Душ человечество придумало гораздо позже ванны и он, безусловно, удобней во всех отношениях: занимает меньше места, требует меньше времени, экономит расход воды. Я уже было совсем определился в пользу душевой кабинки, но знакомый дизайнер навел страху:

- Почти все мои клиенты, которые выбирают душ, через год выбрасывают его на помойку и ставят ванну.

Мудрость пожилого дизайнера я оценил очень скоро. Действительно - по какой-то неведомой причине человеческому организму время от времени позарез нужно погрузиться в воду целиком. Нехватку ванны начинаешь чувствовать до физической боли. Может, это эхо тех времен, когда у нас были хвосты и мы плавали в мировом океане? Не знаю. Так или иначе, я страшно рад, что у меня в санузле есть большая лужа с кафельными краями, в которой время от времени можно омывать тело совершенно неэффективным, по сравнению с душевой кабиной, способом.

Примерно такое же чувство сладкой неэффективности я испытываю каждый раз, когда плюхаюсь в диван и беру в руки пульт от телевизора. По какой-то  неведомой причине человеку очень нужно, чтобы время от времени его грузили ненужной информацией. Может, это эхо тех времен, когда единственным медиа были ритуальные танцы вокруг костра, в которых люди доводили себя до исступления и уходили в астрал? Не знаю.

Но у меня четкое ощущение, что во взаимоотношениях человечества и мировой паутины wow-период подходит к концу. Мы все реже слышим возгласы о том, что скоро будет один сплошной интернет. Не будет. Сеть заняла ровно то место, которое способна занять. Она, скорее всего, еще немного подрастет, появятся кое-какие возможности, которых нет сейчас, но пределы ее экспансии уже видны. И что самое интересное — границы влияния интернета на человеческое общество останутся незыблемыми несмотря на то, что технически они вполне преодолимы. Просто по какой-то неведомой причине человеку позарез нужно иметь и другие органы восприятия.

Давайте вообразим себе, что когда-то очень давно, стотыщмильонов лет назад, у людей на голове не было ничего, кроме волос. Не было носа, рта, глаз, ушей — одно только ровное место. И все люди на планете общались друг с другом исключительно руками — поглаживали, постукивали, пощипывали и как-то справлялись. Потом вдруг у человека вылупился нос. Стало можно нюхать. «Ура, - подумало продвинутое человечество, — теперь мы все будем друг друга только нюхать и совсем перестанем трогать!» И люди действительно начали охотно друг друга нюхать, но трогать почему-то не перестали. Затем бац — у человечества выросли уши и прорезался рот. Людям стало друг друга слышно, они смогли разговаривать. «Ура! - воскликнуло еще более продвинутое человечество, - теперь нам совсем не нужны носы и руки, потому что у нас есть звуки!» И действительно — люди стали активно общаться, но нюхать и осязать почему-то не бросили. Не успели они наговориться и наслушаться, как на лицах людей прорезался сначала один, а затем и другой глаз. Человечеству открылся дивный мир. «Ну, теперь-то нам точно не нужно ничего, кроме глаз! - воскликнуло совсем продвинутое человечество. Но ни слушать друг друга, ни нюхать, ни осязать мы почему-то не перестало.

Сколько еще органов чувств появится у человечества после интернета? Я этого не знаю и знать не могу. Но я абсолютно уверен, что каждая новая возможность будет лишь дополнять предыдущую. Ну, вот такое оно — человечество. По какой-то неведомой причине.

amp-next-page separator