Корпоратив капут
Российские компании в этом году потратят гораздо меньше денег на новогодние торжества, а некоторые и вовсе откажутся от них — причем не по финансовым соображениям. Об этом свидетельствуют представители агентств, занимающихся организацией праздников. По сравнению с прошлым Новым годом, рынок праздничных мероприятий сократился и не превышает теперь уровень кризисного 2008 года. «Снижение бюджетов на проведение мероприятий - общая тенденция», - свидетельствует управляющий партнер event-агентства Angels Евгения Курбатова. Решили поприжаться даже руководители госкомпании, которые традиционно денег не считают. Бюджеты на новогодние корпоративы в государственных и окологосударственных компаниях сократились на 30-40 процентов.
Опрос бизнес-сообщества показал: люди отказываются от дорогого загула по нескольким соображениям. Во-первых, потому что для многих предпринимателей экономить теперь действительно жизненно необходимо. Рынок стал более требовательным, шальных заказов все меньше, приходится делать реальный бизнес на вполне европейской норме прибыли. Во-вторых, изменилась этика взаимоотношений в деловом сообществе. Купеческий размах перестал быть свидетельством надежности партнера, а скорее наоборот — признаком его неадекватности, непредсказуемости и склонности к произволу во взаимоотношениях с контрагентами. Не говоря уже о том, что насмотревшись на горы черной икры и публичные обнималки с Дженифер Лопес или хотя бы Филиппом Киркоровым, эти самые контрагенты тебе могут и цены на свои услуги поднять. Раз ты такой крутой и богатый— плати, чего уж там, с тебя не убудет.
Ну, и самое главное — жить по средствам становится модно. В это трудно поверить, но это так. Лощеные понторезы нулевых неотвратимо исчезают в историческом небытии, уходят туда же, где сгинули их предшественники в малиновых пиджаках. Не выделяться, не возвышаться, не понтоваться — это становится правилом новой эпохи. В очередном десятилетии у российского бизнеса другие признаки крутизны: по-настоящему богатый человек может себе позволить быть независимым от демонстрации собственного богатства. Никому не надо ничего доказывать, все и так знают, что ты невероятно крут и более чем обеспечен. В обычной жизни - джинсы, скромный пиджачок, можно даже без галстука. Если требует деловой этикет — традиционные доспехи, но без излишеств. Средство передвижения — то, которое наиболее эффективно в данном конкретном случае, будь то Мерседес S-класса, метро или велосипед. А новогодний корпоратив — это скромный бокал шампанского, ну, может быть, какие-нибудь канапешки с фруктами. Потом, в узком кругу, можно и напиться по-настоящему - но по человеческим, аскетичным в каком-то смысле даже советским канонам. И не потому что денег жалко, а потому что времена не те.
До жизни такой нас довел отчасти опыт наблюдения за европейскими братьями, отчасти — необратимые процессы собственного психологического созревания. Создавать новые технологии, завоевывать рынки, двигать вперед прогресс — этим можно заниматься всю жизнь, это никогда не надоест. А вот регулярно заниматься, как бы это помягче сказать, демонстративным несбалансированным потреблением — действительно тяжелый труд, который по силам лишь по-настоящему выдающимся личностям.
И хотя сам я так и не успел всерьез насладиться демонстративным потреблением, я рад, что эти блаженные времена безвозвратно уходят. Лично мне всегда были милее уютные пьянки кухонного типа человек на 15-20. Собственно, в этом году мы с коллегами так и поступили. Правда, в результате одна девушка попыталась станцевать блюз на офисном кресле и воткнулась лицом в пол. Но даже она осталась довольна.