/ Фото: Из архива автора

Не виноватые они, елки

Общество
Стригусь в парикмахерской. Парикмахерша - молодая симпатичная австрийка с прической, как у Клеопатры из знаменитого фильма: иссиня-черное каре и густая челка над синющими глазами - занимает меня болтовней.

- А ты что мужу на Рождество подаришь?

- Да как-то не думала... У нас обычно на Новый год дарят...

- Да ты что?! Но Рождество ведь - главный праздник! Я вот мужу уже купила... Аквариум с рыбками-пираньями. Елку большую будем ставить. А в России ставят елки или это запрещено?

- Нет, у нас-то как раз разрешено. Это в Европе стали запрещать!

- Да, - вздохнула Николь. - Не понимаю я этого...

Большинство европейцев не может смириться с новой инициативой особо рьяных европейских чиновников, помешанных на толерантности. В прошлые годы во многих городах Германии, Италии, Австрии в магазинах запрещали ставить рождественские елки, если рядом не стоит семисвечник. А то вдруг иудеи узнают, что католики празднуют Рождество, и обидятся. На открытках пытались запретить писать "С рождеством!" Заменяли на "С праздником!" и ставили фотку елочки. В этом году в опале сами елки. В Бельгии власти столичного Брюсселя запретили устанавливать традиционное рождественское дерево на центральной площади. Там ведь и нехристиане ходят, а тут - здрасьте вам! Христос родился... Нехорошо получается.

С высоты нашей октябрьской революции и 70 пламенных советских лет я смотрю на этих европейских деятелей с глубокой печалью. Если они сейчас срубят под собой еще и рождественско-елочный сук, то, похоже, прихода или революции, или национализма в эти страны ждать останется недолго.

Жители западных стран и так уже вовсю ропщут: налоги растут, а деньги, говорят, идут на содержание всякого рода-племени беженцев. Толерантность властей доходит до крайности. Мигрантам не нужно платить за школы для детей и медобслуживание, им снижена квартплата - а у местных жителей это основные расходы в бюджете. Естественно. недовольство граждан растет.

Но замахнуться на Рождество! Его ожиданием Европа живет два месяца, и это лучшее время в году. На каждой улочке - базарчик, глинтвейн, пунш, живая музыка, горячие колбаски, круги сыра... И украшенные елки.

Кстати, помешали они в основном только политикам. Рядовые мусульмане, похоже, лучше властей понимают, как строить политику человеческих отношений. Им не нужны религиозные войны. И заняты делом. Некоторые, кстати, спокойно торгуют игрушками на рождественских базарах.

- А что ты будешь готовить на Рождество? - продолжает допытываться моя парикмахерша.

-  Утку, наверное. 

- Одну?! А сколько же будет человек?

- Да я и муж...

- Что же это за праздник? К нам 30 человек придет! Я заказала 6 кило говядины и овощи для вегетарианских блюд - для друзей-буддистов.

- Буддисты? На Рождество? Да ведь это семейный религиозный праздник!

- Ну, это у очень истовых католиков. А я не очень религиозная. Да и у мужа в родне принято много гостей на праздники звать. Он у меня, кстати, мусульманин.

- Муж-мусульманин отмечает с тобой Рождество?!

- Конечно! Я же праздную с ним их Курбан-байрам...

Хотела бы я, чтобы наш мир напоминал эту простую семью венской парикмахерши...

amp-next-page separator