По ком звонит «Колокол»

Общество
В Лондоне 22 июня 1857 года начал выходить «Колокол», который стал первой русской оппозиционной газетой, а ее издатели Александр Герцен и Николай Огарев — первыми русскими диссидентами.

В Советском Союзе именем Герцена называли улицы и вузы. Своей славой Герцен во многом обязан Ленину. В 1912 году он написал статью, цитаты из которой отскакивали от зубов каждого советского студента, — «Декабристы разбудили Герцена, узок круг этих революционеров, страшно далеки они от народа». Вопрос о том, насколько близок был народу сам Ильич, в Советском Союзе сочли бы более опасным, чем все статьи «Колокола» при царском режиме.

Век «Колокола» недолог — всего 10 лет. Тираж — до 3 тысяч. По меркам грядущих революций цели Герцена были скромными: отмена крепостного права, цензуры и телесных наказаний. Император Александр II и сам подгонял чиновников с реформами. «Колокол», помимо критики режима, печатал официальные документы о подготовке крестьянской реформы. Император с интересом читал «Колокол» и в шутку просил передать Александру Герцену, чтобы тот поменьше его ругал, иначе потеряет важного читателя.

В первые годы каждый русский за границей, начиная с Толстого, Достоевского, Чернышевского, считал своим долгом посетить Герцена в Лондоне. В «Колоколе» печатались Тургенев, Аксаков, Некрасов. К примеру, «Размышления у парадного подъезда» из школьной программы. Герцен был знаком со всеми европейскими социалистами, но разочаровался не только в успехе революции в Европе, но и в западной цивилизации. С Марксом он разругался в пух и прах. Герцен проповедовал крестьянский социализм и заложил основы русского народничества. С годами Герцен стал категорическим противником любой революции.

Фото: Александр Кочубей / Вечерняя Москва

После отмены крепостного права популярность «Колокола» резко пошла на убыль. Окончательно читатели отвернулись от оппозиционной газеты, когда Герцен поддержал Польское восстание 1863 года. Русская элита, в отличие от диссидента Герцена, осудила убийства русских солдат и казни православных священников. К примеру, печатавшийся ранее в газете Тургенев жертвовал деньги раненым солдатам, за что был гневно осужден Герценом. Попытки издавать «Колокол» на иностранных языках провалились за отсутствием интереса.

Откуда у первого русского диссидента были средства на издание оппозиционной газеты? Герцен — сын московского богача Яковлева, который состоял в родстве с Романовыми. В детстве жил на Тверском бульваре в доме, где находится Литературный институт. После смерти отца получил огромное наследство и с 30 лет жил в Лондоне. Император Николай I пытался наложить секвестр на состояние Герцена, как случалось с теми, кто не желал возвращаться в Россию. Но выяснилось, что Герцен заблаговременно обратил свои имения в ценные бумаги и продал доходы с них Ротшильду. Банкир припугнул, что не станет выписывать русской казне кредиты, царь плюнул и оставил Герцена в покое. В беседе с Ротшильдом социалист Герцен сказал важную фразу: «Частная собственность — святое, а конфискация имущества — это уже коммунизм».

По иронии судьбы, без столь ценной мысли «Колокол» не поднял бы Россию грозным набатом, и коммунисты не смогли бы взять власть, отменив эту самую частную собственность.

amp-next-page separator