Довод общества восторжествовал: идея раздельного образования в СССР

Общество
В июле 1943 года было опубликовано постановление Совнаркома СССР о введении раздельного образования. Девочки и мальчики обучались в разных школах недолго, уже с 1 сентября 1954 года страна вернулась к совместному обучению. Школа — вечно актуальная проблема, и важно понять, с чем связаны реформы в системе образования.

Все мы смотрели фильм «Старик Хоттабыч», но, увлеченные фокусами бородатого джинна, не обращали внимания на школу, в которую ходил Волька ибн Алеша. А учились там только мальчики, это послевоенная эпоха. В мужской школе учился также персонаж Василия Ланового в его первом фильме «Аттестат зрелости». Кажется, единственная отрицательная роль гениального артиста.

Идея раздельного образования принадлежит секретарю ЦК Александру Щербакову, который возглавлял также Московскую партийную организацию, а в годы войны — Совинформбюро. Идея родилась в 1939 году и укладывалась в общую тенденцию возврата к дореволюционной практике — погоны, воинские звания, уважение к истории. Партийный вождь Жданов писал председателю Совнаркома Молотову: «Я ознакомился с правилами для учеников гимназий 1877 года. Там очень много правильных и заслуживающих перенесения в наши правила положений». Особо выделялся жесткий подход к дисциплине, а отвергался лишь Закон Божий.

Фото: Сергей Ведяшкин / АГН Москва

Однако помешала война, и к реформе вернулись в 1943 году. Начали с Москвы, и за 10 лет перевели на новую систему половину школ, однако деревню не тронули. Недостатки обнаружились скоро, все-таки за сотню лет жизнь изменилась радикально. Женщина стала полноправным членом общества, а гендерные барьеры мешали нормальным социальным процессам.

Кто мог позволить себе критику партийных решений? Лауреат шести Сталинских премий и главный редактор «Литературной газеты» Константин Симонов в 1950 году начал первую в СССР открытую дискуссию, которая критиковала решение высших инстанций. Более 80 процентов писем были за возвращение к совместному обучению. Особенно жестко критиковал реформу директор Московского института психологии Виктор Колбановский, который считал невозможным возврат к модели идеальной женщины кайзера Вильгельма из трех «к» — «киндер, кюхе, кирхе» (дети, кухня, церковь).

Историки не знают, как относился к реформе Сталин. Но в изломанной судьбе его дочери Светланы можно найти следы искусственного разделения мальчиков и девочек. После смерти вождя возвращение к совместному обучению стало первым случаем в СССР, когда общественное мнение восторжествовало.

amp-next-page separator