Какое кино нужно нашим детям?
Вообще сейчас проблемы воспитания нового поколения одни из самых важных. На каких героев ориентируются дети и подростки, на каких книгах и фильмах взрослеют? Если посмотреть списки лидеров по количеству зрителей и сборам среди фильмов в Единой Федеральной автоматизированной информационной системе сведений (ЕАИС), то больше половины в ТОП-20 составляют сказки и семейные ленты. Неудивительно — киносмотрение, если говорить о кинотеатрах, у нас в основном событийное. Люди идут в кино с детьми на праздники, за общими воспоминаниями.
Особенно актуальны сейчас экранизации советского культурного наследия, которое стало классикой — мультфильмов или произведений для подростков (по текстам Кира Булычева, Аркадия Гайдара и других). Или вот, музыкальной основой для «Алисы в Стране чудес», которую ждем 23 октября, говорят, послужил дискоспектакль 1976 года на стихи Владимира Высоцкого. Одновременно с этой сказкой стартует в прокате «Горыныч», в ноябре «Маша и Медведи», «Яга на нашу голову» , и это лишь несколько названий. Любопытно, но Баба-яга стала одним из самых популярных персонажей в российском детском кино. Причем, конечно, она «злодейка поневоле», потому что ей любви не хватало, но все это поправимо...
При мыслях о сегодняшнем кино мне на ум приходит «Девочка Нина и похитители пианино» (2022). Атмосферой она похожа на добрые советские фильмы из моего детства. Главные герои ленты — ребята из соседнего двора, узнаваемые и почти родные. И сюжет строится не вокруг суперсилы, важны усилия, которые нужно затратить, чтобы создать чудеса. Эту историю можно разыгрывать самим.
Надеюсь, «Фа-Соль», который выйдет в прокат с 11 сентября, расширит список. Потому что как играть в то, где спецэффекты ярче воображения? Если раньше костюм робота Вертера можно было смастерить из фольги, а как ковер-самолет использовать тот, что лежит на полу, теперь воспроизвести хоть отдаленно что-то из кино не у каждого умельца выйдет. Вы в детстве играли во дворе в «Казаков-разбойников» и «Гусей-лебедей»? Ведь есть же такие мультфильмы! Интересно, как играть в «Фиксиков» или «Смешариков», да и делают ли это дети? Ведь в виртуальном мире воссоздавать увиденное куда легче, чем творить в реальном.
Еще есть чувство, будто если раньше снимали взрослое кино для детей, то сейчас создают детское кино для взрослых: чтобы те смогли вспомнить свое детство, чем-то отвлечь малышей и выиграть время на себя, поразиться вауэффектам технологий, которых еще не было в их юности. Говорят, семейное кино должно быть, как матрешка: содержать линии, которые тронут всех. Но порой оно превращается в неваляшку: дети взрослеют быстрее, а взрослые все не наиграются в детство. В этом плане обращение к советской классике может стать спасением: если акцент с «развлечь» сместится на «увлечь», с «поразить» на «заинтересовать», возможно, семейное и детское кино из «аттракциона» превратится в «диалог».
Впрочем, не без спецэффектов и торжественности. И, как знать, может, взрослые сумеют научиться чему-то у детей.