Цифровая петарда Непала
А повод-то поначалу казался смешным: запрет в стране ряда социальных сетей... Непал, увы, стал очередной живой лабораторией, где тестируют классический сценарий цифровой эпохи: попытка заткнуть интернет приводит к взрыву, который сносит не серверы, а министров.
Но давайте расставим точки над i сразу. Само по себе отключение социальных сетей не причина кризиса. Это лишь спичка, брошенная в пороховую бочку, годами начиненную социальным недовольством, политической беспринципностью и экономическими тупиками. Молниеносная череда отставок — от премьера до депутатов — это не признак гибкости власти. Это диагноз. Это симптом тотальной хрупкости институтов, которые оказались полыми. Власть, которая не способна вести диалог в тишине кабинетов, вынуждена вести его под давлением криков на улице.
Она не проактивна, а реактивна — и это признак ее глубокой нелегитимности в глазах граждан. И, даже учитывая, что власть пошла на уступки и разблокировала соцсети, улицы не успокоились. И у многих наблюдателей закономерно возникает вопрос: а чего же им еще нужно? Проблема самого вопроса в том, что он рожден из фундаментального заблуждения, навязанного поверхностным медийным нарративом. Западные, да и многие местные СМИ с упоением рассказывали историю в удобных для себя терминах цифровой эпохи: «Диктатура против интернета, народ против цензуры». Это ярко, это понятно, это хорошо кликается. Но это — опасное упрощение.
Заблокированные социальные сети были не причиной гнева. Пороховая бочка была начинена и ждала своего часа годами. Ее настоящее имя — тотальная, удушающая, бытовая коррупция, которая пронизала непальское государство насквозь, от фундамента до крыши. Но в непальском сценарии есть и новый, важный акцент.
Не зря местные СМИ уже окрестили это «Революцией поколения Z». Это указание на смену движущей силы. Новое поколение, выросшее со смартфоном в руке, мобильно, цифровизированно и восприимчиво к несправедливости. Для них соцсети — не развлечение, а кровеносная система гражданской активности. Это их пространство для координации, их агентство новостей и их площадь для собраний. Заблокировать его — значит объявить войну самому их образу жизни и способу мышления. Дальнейшая судьба Непала зависит от одного: окажется ли у его политического класса достаточно мудрости, чтобы не просто включить интернет обратно, а начать выстраивать новые мосты легитимности.
Сможет ли он найти язык для диалога с тем самым цифровым поколением? Ответ на этот вопрос не только определит будущее Гималаев, но и станет уроком для всех правительств, все еще верящих в магическую силу красной кнопки «выкл.». Впрочем... есть еще один момент, на который стоит обратить внимание и о чем подумать. В любой ситуации надо задавать себе вопрос: кому это выгодно? Согласитесь, странное совпадение: Китай и Индия отказываются подчиняться США в вопросах «правильной» закупки нефти и газа, и тут же на их границе вспыхивает очень серьезный кризис.