Как художники украшают город

Город
В «Зарядье» стартовал фестиваль «Здесь и сейчас» — современные художники представят свои объекты уличного искусства, которые украсят городские пространства. Первым подарком авторов направления паблик-арт ко Дню города стал объект «Лунная долина» минских скульпторов из творческой мастерской «Эхо» Полины Пироговой и Василия Тимашова — впервые в этом году организаторы пригласили и зарубежных участников.

Увидеть их творение можно в саду «Технопарка». Осенью на территории столицы появятся еще шесть арт-объектов, любоваться которыми можно будет до конца 2026 года.

В этот раз художники исследуют тему взаимодействия жителей мегаполиса и природы — этому будут посвящены все их идеи. Но хочется поговорить и о том, как современное искусство развивается в городской среде. Если обратить внимание, то на самом деле искусство уже давно вокруг нас. Муралы — монументальные росписи — украшают стены зданий, скульптуры и памятники тоже становятся неподвижными городскими жителями, единственными, кто не подвержен интенсивному ритму мегаполиса. Концепция паблик-арта, или художественных произведений в городской среде, конечно, не нова. Но только раньше если уж поставили скульптуру, то на десятилетия, сейчас темпы ускорились — теперь это только временные гости на улицах. Спасает это, думаю, тех, кому не нравится какая-нибудь излишне оригинальная придумка авторов, как широко известная «Большая глина № 4», несколько лет простоявшая у ГЭС-2. Стоит немножко потерпеть — и неугодный объект уберут.

Фото: Василий Кузьмиченок / АГН Москва

Циркулирование искусства в городских пространствах сделало город динамичнее — знакомые пейзажи постоянно меняются, преобразовываются, а настоящим чудом кажется момент, когда на изученном вдоль и поперек маршруте вдруг появляется необычное украшение. Однако опасность все же остается — современное искусство порой приобретает очень уж оригинальные формы, которые, вполне возможно, и выражают невероятно сложную авторскую концепцию, но совершенно негармонично, неправильно вписываются в уже существующий ландшафт, не сочетаются с архитектурой, кажутся нелепыми.... Вопрос, что важнее в таком случае — смелая мысль автора или же общественный вкус? Грань невероятно тонка. Но все же кажется, что пощечины общественному вкусу хороши в том случае, если публика того желает. Искушенные зрители приходят на эпатажные постановки, спорные выставки, когда хотят испытать культурный шок и удивиться, когда за плечами слишком много просмотренного и сложно найти нечто новое. А по улицам ведь ходим мы с вами, обычные люди. И вместо того, чтобы восхищаться философствованиями, выраженными в визуальной форме, но совершенно непонятными без пояснительной экспликации, хочется просто радовать глаз красотой, любуясь своим городом.

Спор о понятном и элитарном искусстве идет уже очень долго. Но все же во многом это вопрос уместности и диалога авторов со зрителем, и, конечно, цели художника — показать красоту или самого себя. Несмотря на всю неоднозначность, вспоминается фраза Валентина Серова: «Я хочу и буду писать только отрадное!» — согласитесь, какое искусство под этим подразумевается, очевидно.

Собственно, как и идея, что визуальный образ должен считываться без долгих разглагольствований. А нам остается довериться экспертам — уже скоро мы увидим, какие идеи они посчитали самыми интересными и удостоили чести выставить на улицах города.

amp-next-page separator