За вызов скорой из-за ерунды хотят штрафовать

Общество
Начать штрафовать тех, кто по пустякам вызывает скорую помощь, предложил главе Минздрава Михаилу Мурашко депутат петербургского Заксобрания Павел Крупник. Для этого надо внести поправки в Кодекс об административных правонарушениях.

Гражданин, злоупотребивший своим правом на бесплатную медицинскую помощь, должен оплатить стоимость вызова из собственного кармана.

Актуальность проблемы сомнений не вызывает. Речь не о заведомо ложных вызовах, когда медикам не открывают дверь или больного не оказывается на месте. За такие шутки и сейчас положен штраф от 1 до 1,5 тысячи рублей.

Тревожит другое: врачам приходится обслуживать больных, которые не нуждаются в экстренной помощи и могут сами добраться до лечебного учреждения. Поводом для вызова 03 часто служат температура 37,0 градуса или умеренное повышение артериального давления. Кому-то сегодня не спится, у кого-то громко урчит в животе. По оценкам «скоровиков», таких необязательных вызовов — от 30 до 50 процентов. Врачи работают без продыху, увеличивается время ожидания скорой, а больные с инфарктами и инсультами могут попросту не дождаться помощи.

Но насколько целесообразна инициатива петербургского депутата? Заставить людей платить за необоснованные вызовы уже предлагали не раз — и профессиональные сообщества врачей, и депутаты Государственной думы, и активисты, запустившие официальную петицию. Минфин пытался зайти с другого конца, сохранив «безлимит» для пенсионеров, детей и инвалидов, а остальным дав право на четыре бесплатных вызова в год.

Но дальше слов дело не пошло, потому что нет четкого ответа на вопрос, какой вызов считать ложным. Как больной может понять, что у него болит — сердце или нервы между ребрами? Даже врачи порой ошибаются. А как он определит, ушиб у него или перелом? Нужен рентген. Неоправданный вызов из-за подъема давления, который у этого пациента уже был сто раз? Нет гарантии, что 101-й случай не закончится инсультом. И вообще, высокое давление — это сколько? Все индивидуально, нет таблички с цифрами, показывающими, когда снижать давление самостоятельно, а когда вызывать скорую. Странно перекладывать диагностику заболеваний на больного, не имеющего медицинского образования. А кому будут направляться «штрафные» деньги? Страховым компаниям или напрямую подстанциям скорой помощи? И кто конкретно должен расплачиваться за необдуманный вызов? Сам пациент? Но на 03 часто звонят его родственники или, скажем, коллеги по работе, не имеющие полной информации о здоровье пациента. А если ложный вызов сделал случайный прохожий, руководствуясь самыми добрыми побуждениями?

Фото: Shutterstock

В некоторых странах принят порядок, при котором пациента сразу везут в больницу. Если госпитализация не требуется, его отпускают домой и он оплачивает работу скорой. Обычно больные предпочитают вызывать такси — это значительно дешевле.

Введение такого порядка у нас фактически будет означать отказ от бесплатной скорой помощи. Готово ли общество к этому? Сомневаюсь. Есть еще один вариант фильтра вызовов. Сегодня врачи обязаны приехать в любом случае. Можно было бы дать им право игнорировать очевидно необоснованный вызов. Но кто это определит? Диспетчер? Да, на телефоне сидит, как правило, опытный сотрудник, но без высшего медицинского образования. И он тоже может ошибиться. Помните трагедию на карельском Сямозере, где утонули дети? 12-летний мальчик тогда дозвонился до скорой, но диспетчер ему не поверила.

Где же выход? Попытка отсечь неоправданные вызовы чревата еще большими проблемами. Лучше, пожалуй, не ломать то, что и так достаточно хорошо работает. Наша модель 03 — одна из лучших в мире. Но терпеливо разъяснять людям функции скорой помощи необходимо. Иначе врачи просто не справятся.

amp-next-page separator