Живут, чтобы летать

Общество
Государственный летно-испытательный центр (ГЛИЦ) России имени Чкалова был создан 105 лет назад, 21 сентября 1920 года. Филиалы разбросаны по стране от Подмосковья до Черного моря, но главный центр и полигон находятся в Ахтубинске Астраханской области. В ГЛИЦ были поставлены на крыло все боевые машины нашей страны.

В 2019 году Владимир Путин посетил ГЛИЦ имени Чкалова, где президенту был показан истребитель-перехватчик МиГ-31 с гиперзвуковой ракетой «Кинжал», которая достигает скорости в 10 раз выше скорости звука. Самолет президента сопровождала шестерка самолетов 5-го поколения Су-57, которые Путин в разговоре с экипажами назвал лучшей боевой машиной в мире. Вся техника прошла испытания и отправилась на боевое дежурство с полигона ГЛИЦ имени Чкалова.

Центр имени Чкалова был создан в тяжелое время и менял название много раз. Одновременно был создан Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) имени Жуковского, где разрабатываются теоретические вопросы авиастроения и воздухоплавания. Это было веление времени.

Первая мировая война вывела авиацию, которая была уделом романтиков, на новую траекторию. В Англии к началу войны было 60 самолетов, а в конце — 3500. В России в 1914 году был самый большой в мире воздушный флот — 250 самолетов, инженер Сикорский построил самый крупный самолет «Илья Муромец». И летчики были неимоверны, 200 пилотов стали георгиевскими кавалерами. Но проблем было множество. В их числе слабость отечественных моторов, отсутствие научных центров и летноиспытательного полигона.

Критиковать правительство большевиков нетрудно, однако первые наркомы, даже не имея западных дипломов, прекрасно понимали важность научных и испытательных центров для развития страны. Авиация была в фокусе стратегических интересов. Первая испытательная база была оборудована на Ходынском поле в Москве и носила имя наркома обороны Троцкого. Об аэродроме напоминает станция метро «Аэропорт».

Фото: Shutterstock

Чем выше становились скорости, тем дальше от больших городов уходил испытательный центр. Долго он базировался на аэродроме Чкаловский близ подмосковного Щелкова (в годы войны испытательный центр перебрался в Свердловск). В двух шагах сегодня находится Звездный городок, отсюда на Байконур провожают космические экипажи.

Развитие реактивной авиации и оснащение самолетов ракетами потребовало еще раз сменить место дислокации и обустроить полигон в Астраханской области. ГЛИЦ имени Чкалова стал градообразующим предприятием для нового города Ахтубинска с населением в 40 тысяч человек. В Ахтубинске кроме Путина бывали многие руководители — Хрущев, Ельцин, а Брежнев взял с собой еще Косыгина и Подгорного.

В ГЛИЦ имени Чкалова проходили службу более 130 Героев Советского Союза и Российской Федерации. Легендарные имена — Чкалов, Коккинаки, Байдуков... Герой Советского Союза Григорий Бахчиванджи в мае 1942 года выполнил первый в мире полет на реактивном самолете и погиб во время седьмого полета. Гагарин писал: «Без полета Бахчиванджи не было бы 12 апреля 1961 года». В песне Пахмутовой «Нежность» поначалу были строки «Так же пусто было на земле, И когда летал Бахчиванджи». Потом нашего летчика почему-то заменили на француза Экзюпери… Ахтубинск — единственный город на земле, где люди живут, чтобы летать.

amp-next-page separator