Черный октябрь начала 90-х

Общество
3 и 4 октября 1993 года в Москве произошли события, вошедшие в историю как «Черный октябрь». Противостояние президента Бориса Ельцина и Верховного Совета (ВС) привело к расстрелу парламента и многим жертвам, число которых оценивается от 150 до 1000 человек.

Конфликт ветвей власти нарастал месяцами, а экономика погружалась в хаос. Команда Ельцина стремилась к рыночным реформам, а парламент, как говорил президент, ставил палки в колеса и подталкивал страну к пропасти. Глава ВС Руслан Хасбулатов — авторитетный экономист называл реформаторов Гайдара «мальчиками в коротких штанишках». Спикера поддерживал вице-президент Александр Руцкой. Недавно, в дни ГКЧП, все были на одной стороне баррикад.

В конце сентября президент издал конституционный указ. Верховный Совет распускался, формировался двухпалатный парламент, роль президента возрастала. ВС объявил президента узурпатором, который совершил переворот, и объявил главой государства вице-президента. Съезд народных депутатов поддержал решение. Заседали при свечах, исполнительная власть отключила электричество.

3 октября вооруженные толпы, разгромив арсеналы, заняли несколько этажей мэрии и начали штурм телецентра «Останкино». Атака, которую организовал генерал Макашов, была отбита, но трансляции прекратились, что посеяло панику среди населения. Во время штурма применялись гранатометы и тяжелые пулеметы. В результате погибли 46 человек — журналисты, врачи и случайные прохожие. В сложной ситуации лидеры партий ЛДПР и «Яблоко» Владимир Жириновский и Григорий Явлинский поддержали Ельцина. На сторону президента встала мэрия Москвы.

Фото: Администрация президента РФ

Ельцин прилетел на вертолете, 4 октября танки от гостиницы «Украина» начали обстрел парламента. Вспыхнул пожар, защитники Белого дома сложили оружие и сдались. В феврале 1994 года они были амнистированы, хотя Ельцин был против.

Разные ветви власти не должны душить друг друга в объятиях, но обязаны находить компромисс. В дни «Черного октября» председатель Конституционного суда Валерий Зорькин предлагал сторонам примирение, но время было революционное. Много лет спустя тогдашний глава администрации президента Сергей Филатов признал, что закон был на стороне ВС, но все же России были необходимы реформы. Извечный и нерешенный вопрос — противостояние законности и справедливости.

Недавно пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сказал, что Кремль сделал выводы из тех событий.

amp-next-page separator