По заветам Станиславского
Все это очень красиво и правильно, но только получается, что воплощают и следуют новым критериям постановки, основанные на классической литературе и драматургии. Относительно современны «Курьер» по сценарию Карена Шахназарова в Центре драматургии и режиссуры и постановка «Я не убивала своего мужа» в Театре Наций по роману Лю Чжэньюня «Я не Пань Цзиньлянь», и то, литературные основы написаны, мягко скажем, не вчера.
Есть еще премьера Театра Вахтангова «Солнце Ландау» по биографии великого физика, где автором инсценировки стал главный режиссер театра Анатолий Шульев, но все же основой спектакля стали реальные факты из жизни первооткрывателя квантовой механики, а потому все же определить получившуюся пьесу как современную драматургию невозможно. Во всем списке только один спектакль — «Позывной Тишина» Театра Олега Табакова, реализованный в рамках проекта «СВОи. Непридуманные истории».
Подчеркнем — одна постановка на весь список номинированных столичных спектаклей. То есть в подавляющем большинстве в прошлом сезоне яркие постановки получились только с историческим материалом. Не спорим, разумеется, об их актуальности — классика потому так и называется, что вечные темы не устаревают и одинаково интересны хоть век, хоть два века спустя. Только вот как быть с тем, что театру, как и кино, нужны темы дня сегодняшнего?
Не по принципу утром в газете, вечером в куплете, конечно же, но, думаю, многие согласятся, что наша жизнь сейчас изобилует сюжетами, которые как раз как нельзя лучше соответствуют критерию о духовно-нравственных ценностях. Но, изучив афиши московских театров, я увидела, что во многих из них идет золотой репертуар, популярный среди зрителей и потому гарантирующий хорошие продажи билетов — увы, даже храмам Мельпомены приходится думать о вещах земных.
Современные пьесы пробиваются на сцены больших театров робко, чаще всего на малых экспериментальных площадках, а дальше уже как повезет. Есть, конечно, исключения, но они редки и не становятся громкими театральными событиями, в отличие от очередных новых версий старых сюжетов. То ли так мало у нас сильных драматургов, во что верится, честно говоря, с трудом, то ли просто недостаточно им поддержки и театры не заинтересованы в том, чтобы раскручивать молодых авторов, искать своих Чеховых, как когда-то делал Станиславский.
Пусть мы, зрители, с радостью идем на хорошо знакомый репертуар, все же жаль, что, изучая главную театральную премию страны, можно найти новые постановки по Достоевскому, Стриндбергу или Брехту, но при этом увидеть только одну постановку о том, что происходит сегодня.
И дело не только в том, что важно говорить о событиях СВО и осмыслять их языком искусства, но хочется, чтобы театр оставался зеркалом и говорил о тех вызовах, с которыми сталкиваемся мы сейчас. В конце концов, Островский писал о том, что видел вокруг себя, и публика была шокирована типажами, которые он вывел на сцену, и вопросами, о которых он заставлял задуматься.
Островского сейчас ставят много, да только новых Островских XXI века не появляется. Что ж, остается только надеяться, что это ненадолго, и вскоре о спектаклях, говорящих прямо о нашей жизни, а не только о вечно актуальных вопросах и смыслах, станет больше, и театры все же найдут своих драматургов — на протяжении всей истории, по крайней мере, было так. Не одними классиками же живем....