Наставник дней моих суровых: нужна ли в России реформа института классных руководителей

Общество
В Госдуме предложили преобразовать должность классных руководителей и — закрепить за ними статус наставников. С предложением выступил вице-спикер Борис Чернышов.

По его словам, такой шаг позволит усилить воспитательный потенциал школы и создать дополнительные ресурсы для предотвращения возможных кризисных ситуаций. Ну а чтобы у наставников были время и силы на «мониторинг психологического состояния учащихся, организацию воспитательного процесса, а также более тесное взаимодействие с родителями», их нужно освободить от предметной нагрузки.… Ну что сказать? Логично. Либо синусы с косинусами или какие-нибудь присубстантивы с предикативами, либо «наша Таня громко плачет» — надо еще выяснить, почему.…

Я бы еще добавила, что освободить их нужно и от хозяйственных хлопот — денежные вопросы, если их приходится поднимать учителям, сразу подрывают доверие. Опыт школьного наставничества очень распространен на Западе. В Британских школах, например, классных руководителей нет, но есть тьюторы, персональные наставники, каждый из которых курирует небольшую группу учеников, следит за их академическими успехами, спортивными достижениями, участием во внеклассных мероприятиях.

Фото: Дмитрий Дубинский / Вечерняя Москва

Впрочем, наши депутаты не вполне об этом — в задачи наших наставников будет входить прежде всего своевременное разрешение конфликтов, которых, к сожалению, в наших школах хватает. Чтобы избежать разночтений, как именно их пресекать (велик же соблазн наказать виновных или начать поощрять ябед, называя это помощью учителю), Минпросвещения разработало и разослало инструкцию, в которой указано, что учеников необходимо просвещать в области правовой культуры, а конфликты разрешать посредством медиации, обеспечивая всех участников психологическим сопровождением.

И тоже логично — у рассорившихся людей, как говорят психологи, восприятие ситуации сужено до «тоннельной» оптики, так что правых и виноватых там, как правило, нет. Что же касается вещей, которые нужно однозначно пресекать, то к ним Минпросвещения относит «интриги, слухи, лицемерие». На самом деле, если эта практика не выродится в «охоту на ведьм», поддержки в школе действительно очень не хватало.

Примером могут служить случаи травли одноклассников, назначение статичных социальных ролей «двоечника-оторвы» и «золотого ребенка — примера для подражания», да даже простая разобщенность класса, когда совместный поход в театр или музей превращается в головную боль для учеников и учителей. Так что наставники, конечно, нужны, а предметники всегда найдутся.

amp-next-page separator