Наталья Барабаш. / Фото: «Вечерняя Москва»

Деньги на доверии

Общество
Читаю российские форумы: все обсуждают Кипр. Причем люди, сроду не вывозившие туда капиталы, да и в России-то валютных счетов не имеющие, спорят вплоть до личных оскорблений, прав ли Евросоюз, что теперь будет с оффшоркой, стоит ли переводить деньги в Швейцарию и надежно ли вкладываться в золото. Аргументированно так, со знанием нюансов этого сложного дела.

Здесь в Европе никакого ажиотажа у населения не наблюдается. Попыталась я спросить знакомых:

- Слушайте, говорят, большой удар может быть нанесен по Еврозоне. Евро под угрозой!

Они смотрят как-то отстранено. Губы поджимают. Морщат лоб.

- Да? Наверное, это нехорошо!

И дальше бегут. Хотя я точно знаю, что деньги у всех в банке лежат. Хоть и не на Кипре.

- Ну, если что начнется, тут есть кому об этом побеспокоиться! - как-то загадочно сказал мне приятель, когда я поинтересовалась, как он думает защищать свои вклады.

Здесь привыкли жить по накатанной и не дергаться. Вообще в Австрии у народа - другое отношение к деньгам. На бытовом, а не оффшорно-олигархическом уровне. Люди очень внимательны к тратам по мелочам. До крохоборства. Состоятельные бизнесвумен будут выискивать в супермаркетах продукты по акциям. Никогда не оставят мелочь в магазинных тележках - чтобы ею пользоваться, нужно просунуть в щель монетку в 50 центов или 1 евро, а потом, если везти тележку к самому входу, денюжки вернут.  Скрупулезно высчитывают монетки, оставленные на чай. Даже богатые местные граждане одеваются исключительно в сезон скидок.

Но в серьезных вопросах они доверчивы, как дети. Ну, например. При покупке квартиры покупатель кладет деньги на депозит, а продавец может их взять только после официального прохождения сделки - через нотариуса, у которого единственного все это время - доступ к деньгам.

- Слушай,- спросила я знакомую риэлторшу. - А не страшно так нотариусу доверять? Вдруг он с деньгами того... Сбежит?

- Ну что ты! - изумилась владелица риэлторской фирмы. - Он же столько учился, чтобы эту должность получить. Платил за лицензию... Как же он возьмет и сбежит?

- Но если сделка - на миллионы? - не унималась я, увидев у нее на стене рекламу виллы за 10 миллионов евро.

- Ну и что? - не поняла она.- У нас нотариусы - гаранты надежности. Это их работа....

Я восхитилась такой верой в людей.

А тут украли у меня в метро кошелек. Вместе с банковской картой. Ну, думаю, замучаюсь ее восстанавливать. Прихожу в банк.

- Не проблема! - говорят. - Вам куда новую карту прислать? На домашний  адрес, как обычно?

Я изумленно киваю.

Через три дня открываю почтовый ящик - в нем два письма из банка. В одно вложена карта. В другое - запечатанный пин-код.

В панике звоню друзьям.

- Слушайте, у вас тут банки что, совсем ошалели? А если почтальон, увидев банковский конверт и нащупав в нем карту, эти два письма стащит? Пока я еще их хвачусь!

- Ну что ты! - говорят мне друзья. - Почтальон - уважаемая профессия. Люди старались ее получить...

Ну, дальше вы уже знаете. Кстати, посылки, не застав вас дома, вам могут просто положить под дверь. Или забросить соседям. Не разбираясь: а вдруг тут у вас райончик неспокойный?

Можно, конечно, порадоваться за людей, так трогательно верящих в лучшее. А мне вот их жаль. Не готовы они к трудностями, на пороге которых стоит мир. Слишком расслабились. Потому и в любую ловушку могут попасть даже самые продвинутые. Звонит тут мне жена нашего приятеля - директора крупнейшей продуктовой фирмы.

- Наташа, у вас знакомые есть, у которых наличных дома много? В мелких купюрах?

- А сколько надо-то? - спросила я, думая, что речь идет - перехватить до зарплаты.

- Да тысяч 200. Триста мы со своего счета снимем. А 200 тысяч евро не хватает. Дело очень выгодное!

- Зачем же в вашей стране банковских карт понадобилось столько наличных? Да еще в мелких купюрах? - сразу насторожилась я.

- Понимаешь, мы отдыхали в Италии, познакомились с очень богатым бизнесменом, тоже владельцем крупной продуктовой фабрики. И он рассказал о своей проблеме: ему надо рабочим платить, а в банках проблема с разменом крупных купюр, да вообще - с выдачей наличных на такую большую сумму. И мы договорились: мы привозим ему наличные, а он переводит деньги нашей фирме - плюс 100 тысяч евро...

- Вы с ума сошли! - заорала я. - У нас в России уже первоклассник не купится на такую аферу! Это же шутка еще одесского привоза: размен крупной купюры на мелкие.

- А что может быть не так? - удивилась подруга.

- Варианта всего три: вас убивают, деньги забирают, вас не убивают, но деньги забирают, вам обещают деньги перевести - и не переводят. Ведь вы даже не можете в полицию пойти, потому что ваши действия - незаконны!

Подруга была изумлена и искренно расстроена:

- А я уже пристроечку к дому на эти деньги решила сделать...

Нет, неприспособленные эти европейцы к жизни в кризисные и неспокойные времена. А без тренировки тяжело придется...

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Министр финансов Кипра Михалис Саррис надеется только на Россию

На переговорах министра финансов Кипра Михалиса Сарриса с российскими партнерами в Москве будут обсуждаться вопросы финансовой поддержки островного государства со стороны РФ.

На этой встрече может быть обсужден вопрос нового кредита от РФ для Кипра, а также участие российских частных инвесторов в рекапитализации банков острова. Тем временем власти острова настаивают на законопроекте о введении налога на банковские депозиты и увеличение корпоративного налога с 10 до 12 процентов, что сильно ударит по сбережениям вкладчиков. По большому счету этот драконовский для вкладчиков закон является пустой формальностью, поскольку Еврогруппа уже принял в одностороннем порядке решение о введении налога на депозиты. Центральный банк Кипра тут же распорядился заблокировать все электронные банковские операции. Это было сделано для того, чтобы вкладчики не вывели свои активы или не сократили налоговую базу (читайте далее…).

amp-next-page separator