/ Фото: «Вечерняя Москва»

Элита в переносном значении

Общество
Сыну моего приятеля десять лет. Когда он узнал, что я профессор, сразу спросил: «Настоящий, что ли? Тогда где же твоя мантия и кепка с кисточкой?». Чтобы не разочаровывать человека, пришлось сказать, что всё это у меня на работе, а сейчас я в свитере потому, что выходной день. К объяснению он отнесся с недоверием; вероятно, оно разрушало увиденный где-то образ. Или я придумал не очень убедительную отговорку.

В тот же день встретил знакомого, бывшего чиновника, который года три назад стал пенсионером.

- Иду урегулировать финансовые потоки, - сказал он и, видя мое недоумение, снисходительно пояснил: «Деньги надо снять со сберкнижки». Я понял, что это не юмор, не ирония; трудно ему расставаться с былым имиджем «солидного человека»; мол, негоже начальнику, пусть и бывшему, говорить так, чтобы любой понимал.

Пришел домой, включил телевизор, а там о правящих элитах говорят, во множественном числе. Раньше с экрана так не говорили; раньше были просто власть, правительство, депутаты и т.д. Да, в политологии есть такой устоявшийся термин – «правящая элита». Есть хорошая книга Г.К. Ашина «Курс истории элитологии», а в ней – целая глава «Элита: спор о термине».

Ясно, что политологи и социологи наполнили старый термин новым смыслом. Но почему именно это слово? Поясняя его, почти все говорят о «лучшем, отборном, избранном». Смотрю в «Словаре иностранных слов» - два значения. Первое, «лучшие, отборные семена, растения или животные, полученные в результате селекции и предназначенные для дальнейшего размножения или разведения» – прямой смысл. А вот переносное значение – «Наиболее видные представители какой-либо части общества, группировки и т.п.; в эксплуататорском обществе – верхний слой господствующего класса или отдельных его групп».

Значит, все-таки просто «наиболее видные» (в словаре не написано – выдающиеся), а не «лучшие, отборные», «полученные в результате селекции». Всё-таки – в переносном значении. Иными словами, просто – высшие руководители; они по определению «наиболее видные», потому что все их видят по телевизору и читают о них в прессе.

Но общественное сознание привыкло к тому, что элита – это прежде всего лучшее (например, творческая элита – это талантливые писатели, композиторы, художники, а не приглашённые ими для управления их организациями специалисты, хотя они тоже занимают высокие должности). Получается, что с телеэкрана формируется очередной имидж, образ: если правящая, то непременно – элита. Но тогда этому лучшему и отборному следует соответствовать заявленному уровню. Не должна элита присваивать государственное имущество, плохо говорить на родном языке (да и на английском тоже, как один из министров), затевать драки в парламенте, жить по двойным стандартам и т.д.

Понимаю, что термин устоялся в некоторых науках и для специалистов это нормально; но как филолог не очень радуюсь, слыша его в эфире и читая в газетах – напоминает «урегулирование финансовых потоков»: красиво, туманно, солидно, но – о чём? Профессора без мантии представить намного легче, чем элиту – без элитарности.

amp-next-page separator