/ Фото: «Вечерняя Москва»

Лес рубят – щепки летят?

Общество
Несколько дней в июле не видел в сквере знакомого пенсионера, забеспокоился. Наконец он появился и пояснил: обучался у внука скачивать любимые фильмы из интернета, а то с 1 августа какой-то запрет будет, а покупать в магазине – пенсия мала.Уже стало приметой: наступает август – жди потрясений. Вступление в силу «антипиратского» закона, конечно, не дефолт. Так ведь и месяц только начался. Вспоминается песенка: «Им бы понедельники взять – и отменить». Август в России не отменишь. Хотя, если понадобится кому, то многое можно отменить…

Федеральный закон № 187- ФЗ о внесении изменений в существующие законодательные акты дал основание для заявлений, жалоб, исков; для блокировки ресурсов с контрафактными фильмами; для судебных тяжб.

В первый же день действия закона в Мосгорсуд обратилась с заявлением кинокомпания «Кино без границ», предъявившая претензии к социальной сети «ВКонтакте».

Правда, заявление не приняли из-за отсутствия некоторых документов, но лиха беда – начало. Очередь уже выстраивается.

И это при том, что подобными делами в стране будет заниматься только один суд. И далее претворять решения в жизнь будет тоже только один государственный орган на всю страну – Роскомнадзор. Можно представить нагрузку. Не позавидуешь.

Правообладателей и тех, кто себя таковыми считает – десятки тысяч. Сайт можно заблокировать на 15 дней. Если выяснится, что блокировка была неправомерна, уже владелец сайта может подать в суд иск о возмещении ущерба. Начнутся споры о суммах. А у суда и прочих срочных дел невпроворот.

Интернет-сообщество негодует, протестует и критикует нововведение. Одни говорят об ограничении доступа граждан к произведениям искусства, другие – об атаке на свободу информации, третьи – о непроработанности самого закона и т.д. Наверное, где-то за словами прячется и экономическая составляющая. К тому же затронуты интересы не только сетевой индустрии, но и тех 78 процентов пользователей, которые смотрели художественные фильмы с помощью компьютера (интересно, какой контент они предпочтут теперь?)

Но попутно возникает несколько вопросов. Во-первых, почему с претензией сразу – в суд, а не к владельцу сайта? Во-вторых, почему блокировать весь сайт, а не требовать изъятия контрафактного фильма? В-третьих, что делать с гиперссылками, без которых немыслимо виртуальное пространство? В-четвертых, кто будет отвечать за блокирование ни в чем неповинных ресурсов, беда которых только в том, что они находятся на том же IP-адресе, что и «пиратские»? Или как всегда: лес рубят – щепки летят? В-четвертых, почему не подумать над созданием сетевых кинотек, ведь пользуемся же мы библиотеками, владельцы которых сумели найти решение?

А на очереди – подобные действия по отношению к фотографиям, песням и музыке, литературным произведениям и т.д.Да, с пиратством надо бороться, авторские права надо уважать и соблюдать. Это не обсуждается. Но обсуждаются подходы, методы, способы и средства. Не уверен, что все пользователи теперь пойдут в магазины за лицензионными дисками и все правообладатели сразу получат от этого прибыль. Но уверен, что многие скачали бы фильмы за приемлемую плату. Это было бы разумно и справедливо. Выиграли бы от этого обе стороны – и авторы, и зрители (а в дальнейшем – слушатели и читатели). Вариантов много. Начали с запретительного. Вернутся люди из отпусков, а вместо привычных сайтов – большой августовский привет эстетическим надеждам.

Казалось бы, мне-то – что? Я вообще кино в интернете не смотрю. Но вот пенсионера забыть не могу и его лексику, на которую даже намекать не буду – это запрещено другим законом.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции.

amp-next-page separator