/ Фото: «Вечерняя Москва»

Три колоска и ящик помидоров

Общество
Сегодня повод вспомнить одну из самых позорных страниц отечественной юриспруденции. 7 августа 1932 года в СССР приняли «закон о трех колосках». По нему любая кража колхозной или совхозной собственности каралась смертной казнью. Обобранных государством до нитки крестьян, евших лебеду с желудями, расстреливали за горсть зерна, найденную в поле после уборки урожая, за колхозную картофелину, сунутую в карман, чтобы не дать умереть голодным детям… Кричащее несоответствие наказания совершенному «преступлению» сделало этот закон одним из символов страшного сталинского режима.

А в это же самое время в той же самой стране, где так пеклись о неприкосновенности колхозной собственности, творились поистине чудовищные беззакония и в совсем других масштабах. Фактически бессудные расстрелы, массовые репрессии... Но за эти преступления никто не отвечал. Напротив, высокопоставленные организаторы террора против собственного народа удостаивались орденов и медалей.

С тех пор утекло немало слез, да и крови тоже. В конце концов партия признала «перегибы», многие осужденные вышли на свободу (иногда расстрел за три колоска милостиво заменялся 10 годами заключения с конфискацией имущества). Но проблема наказания, адекватного тяжести преступления, по-прежнему актуальна.

Недавно умер мой товарищ детства. Ребята звали его Цыганом за вьющиеся черные кудри и неодолимую склонность к клептомании. В местах не столь отдаленных он провел полжизни. Доброму вору все было впору: в первый раз спер чужой велосипед, в последний - ящик помидоров в магазине, куда устроился грузчиком, за что ему впаяли три года. Все по закону, по справедливости: рецидивистам дают по максимуму. Пока Цыган мотал срок, сын без отцовского пригляда сел на иглу, а дочка получила профессию – ту самую, древнейшую.

Я не оправдываю воровство: чужие помидоры неприкосновенны. Но всякий раз вспоминаю судьбу Цыгана, когда слышу о громких хищениях государственной собственности. Что украл мой незадачливый приятель – и что, к примеру, фигуранты «Оборонсервиса»! При жизни Цыгана не пустили бы на порог этой конторы. Но Цыган за каждый свой помидор заплатил по самой высокой ставке. А кто-то, делавший то же самое в промышленных масштабах, сидит дома с браслетиком на ноге и гуляет по бутикам, чтобы развеяться. Глава же проворовавшегося министерства и вовсе проходит как свидетель. Суд обязательно учтет безупречную государственную службу, положительные характеристики, отсутствие судимости, наличие иждивенцев. Да и дойдет ли вообще до суда?

По «закону о трех колосках» укравшие горстку зерна превращались в горстку праха. Сейчас, слава богу, времена другие, и правосудие тоже. Только вот никак не избавиться от невольной параллели. Да, оно строгое и справедливое - но почему-то больше в отношении все тех же похитителей помидоров.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции.

amp-next-page separator